НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
УДК 626.01; 627.22
Аннотация. Рассмотрены особенности взаимодействия со сплошным дрейфующим льдом гидротехнических сооружений свайной конструкции. Изучение этих особенностей было осуществлено путем проведения модельного эксперимента в ледовом бассейне. В результате выполненного исследования выявлено, что, помимо механизма разрушения ледяного покрова прорезанием, нередко реализуются и другие механизмы, такие как раскалывание льдин и их скол в ледяной канал, что может способствовать образованию ледяных скоплений в межсвайном пространстве сооружения и увеличению ледовой нагрузки на сооружение.
В результате экспериментов определены максимальные среднепиковые значения компонент глобальной ледовой нагрузки от ровного льда на пересчитанные на натурные условия для трех типов сооружения — эстакады, швартовного пала, створного знака. Обоснован вывод, что чистое прорезание льда сваями сооружения реализуется только в небольшом количестве случаев, если направление дрейфа льда совпадает с теми направлениями, когда фронтальные сваи «экранируют» тыловые. Предлагается при определении ледовой нагрузки на сооружения свайного типа учитывать изменение механизма разрушения льда фронтальными сваями и сваями, расположенными за ними.
Ключевые слова: сооружение свайной конструкции, дрейфующее поле льда, свая, прорезание льда
Для цитирования: Добродеев А. А., Сазонов К. Е. Взаимодействия гидротехнических сооружений свайной конструкции со льдом. Модельный эксперимент // Гидротехника. 2024. № 3. С. 14–20.