Научно-практическая статья
УДК 627
DOI: 10.55326/22278400_2023_1_30
Аннотация. Обосновывается эффективность применения наплавного метода при строительстве и реконструкции судоходных гидротехнических сооружений. Даны примеры возведения реализованных на практике транспортно-энергетических гидротехнических сооружений, построенных на внутренних водотоках и в прибрежных зонах морей РФ. Приведены габаритные параметры использованных наплавных элементов. Обобщен опыт и проведен анализ методологии строительства. Предложены варианты экологически безопасных технологий по увеличению полезных габаритов и состава судоходных шлюзов в составе Единой глубоководной системы Европейской части РФ. Отмечено, что внедрение в производство поперечного и продольного сращивания наплаву доков большей подъемной силы позволяет создавать плавучие доки подъемной силы конструктивного ряда 13 500–50 000 т. Большой экономический эффект и увеличение срока службы сооружения могут быть достигнуты за счет использования неметаллической композитной арматуры. Высокая коррозионная стойкость базальтопластиковой арматуры позволяет увеличить эффективность конструкций сооружения из композитбетона за счет увеличения межремонтного цикла. При принятии решений о реновации судопропускных сооружений необходимо учитывать передовые технологии воднотранспортного строительства: возведение шлюзов из крупноблочных наплавных элементов с неметаллической арматурой.
Для разработки и обоснования таких решений авторы считают необходимым провести комплекс научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по выбору рационального типа судоходного шлюза третьей нитки судопропускных сооружений Городецкого гидроузла, выбору технологии увеличения полезной длины шлюзов №№ 1–6 северного склона ВБВП и реновации других шлюзов.
Ключевые слова: судоходный шлюз, наплавной метод строительства, внутренние водные пути
Для цитирования: Гарибин П. А., Моргунов К. П. Перспективы применения наплавных конструкций при реновации судоходных шлюзов ЕГС Европейской части РФ // Гидротехника. 2023. № 1. С. 30-34.
Список источников:
1. Уманский А. М., Беккер А.Т. Применение базальтопластиковой арматуры в конструкциях морских гидротехнических сооружений // Известия ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева. 2016. Т. 282. С. 61–75.
2. Jason Duic, Sara Kenno, Sreekanta Das. Performance of concrete beams reinforced with basalt fibre composite rebar // Construction and Building Materials. 2018. V. 176. Pр. 470–481.
3. Берштейн Л. Б., Силаков В. Н., Гельфер С. Л. и др. Приливные электростанции / Под ред. Л. Б. Берштейна. М.: Энергоатомиздат, 1987. 296 с.
4. Кураев С. Н., Мошков Л. В., Севенард Ю. К. Защита устьевых участков рек и прибрежных территорий от морских наводнений (Обобщение опыта проектирования, исследований и строительства). СПб.: Из-во ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева, 1992. 37 с.
5. Бернштейн Л. Б., Михайлов Л. П. и др. Наплавные конструкции Комплекса защиты Ленинграда от наводнений (проект и осуществление) // Энергетическое строительство. 1985. № 11. С. 26–31.
6. Кривошей В. А. О целесообразности строительства Нижегородского низконапорного гидроузла: Доклад на заседании Научного совета РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии. Протокол от 11.09.2015. 17 с.
7. Гарибин П. А., Богатов А. В. Реновация систем наполнения водой камер судоходных шлюзов №№ 1–6 ВБВП // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2020. Том 12, № 4. C. 640–653.
8. Векслер А. Б., Ивашенцев Д. А., Стефанишин Д. В. Надежность, социальная и экологическая безопасность гидротехнических объектов: оценка риска и принятие решений. СПб.: Изд-во ОАО «ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева», 2002. 590 с.
9. www.gsverf.ru — сайт ПАО «СКК».