1. Главная
  2. Журналы
  3. Гидротехника
  4. Журнал №4 (декабрь 2022)
  5. Исследование напряженно-деформированного состояния портового гидротехнического...

журнал №4 (декабрь 2022)

ГТС водного транспорта. Водное хозяйство

Исследование напряженно-деформированного состояния портового гидротехнического сооружения при изменении эксплуатационных нагрузок

Научная статья

УДК 627.333

DOI: 10.55326/22278400_2022_4_2

 

Аннотация. Одними из основных видов конструкций при строительстве морских причальных сооружений являются причальные гравитационные стенки, которые используют при наличии скальных оснований. Гравитационная конструкция является распорным сооружением, воспринимающим нагрузку от грунта, на который передается внешняя нагрузка при боковом давлении. Поэтому для таких сооружений крайне важно геологическое строение грунтов, находящихся за стенкой. При условии длительной эксплуатации сооружения в условиях внешних воздействий и нагрузок: фильтрации, волнового давления, нагрузки от грузов и перегрузочного оборудования и пр. — сооружение испытывает изменения напряженно-деформированного состояния (НДС) с момента постройки и в течение всего периода эксплуатации. Представлены результаты исследования, которое проводилось для гравитационного сооружения из массивовой кладки, имеющего срок службы 56 лет. Учитывались особенности конструкций данного сооружения и выбор расчетных схем и методов расчета. В ходе исследования производилось определение поведения сооружения при различных воздействиях и прогнозировалось его состояние с нагрузкой, заданной в проектной документации, и при ее увеличении в условиях изменения технологии перегрузочных работ. Для моделирования механизма поведения объекта использовались упругая (linear elastic) и упругопластическая математическая модель (mohr-coulomb) грунтового основания и причальных конструкций.

Общая оценка проведенных расчетных обоснований напряженно-деформированного состояния объекта хорошая. Расчетные модели адекватны и многократно верифицированы, что дает право говорить о достоверности и достаточной точности полученных расчетных данных для проектирования гидротехнического сооружения.

Расчет показал, что невозможно увеличение нагрузки в прикордонной зоне с 3 т/м2 до 5 т/м2 без усиления или реконструкции сооружения, это влечет за собой разрушение в первую очередь верхнего строения и верхних курсов, а также сдвиг сооружения по постели, что является необратимой опасной деформацией.

Ключевые слова: напряженно-деформируемое состояние, распорное сооружение, массивовая кладка, перегрузочное оборудование, деформации причала

Для цитирования: Сахненко М. А., Кургузов К. В. Исследование напряженно-деформированного состояния портового гидротехнического сооружения при изменении эксплуатационных нагрузок // Гидротехника. 2022. № 4. С. 2-8.

 

Список источников:
1. ГОСТ 27751–2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения (Переиздание). М.: Стандартинформ, 2019.
2. Петров Г. Н., Радченко В. Г., Дубиняк В. А. Крупнообломочные грунты в гидротехническом строительстве. СПб.: АО «ВНИИГ им Б. Е. Веденеева», 2019 // https://www.researchgate.net/publication/334596170_G_N_Petrov_V_G_Radcenko_V_A_ Dubinak_Krupnooblomocnye_grunty_v_gidrotehniceskom_stroitelstve.
3. ГОСТ Р 54523–2011 Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. М.: Стандартинформ, 2012.
4. СП 58.13330.2019 Гидротехнические сооружения. Основные положения СНиП 33–01–2003. М.: Стандартинформ, 2020.
5. СП 38.13330.2018 Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов). М.: Стандартинформ, 2019.
6. СП 287.1325800.2016 Сооружения морские причальные. Правила проектирования и строительства. М.: Стандартинформ, 2017.
7. РД 31.31.55–93 Инструкция по проектированию морских причальных и берегоукрепительных сооружений. М., 1996.