Современные требования к проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений (ГТС) диктуют необходимость поиска новых технических решений. В то же время в нашей компании накоплен более чем 50-летний опыт эксплуатации ГТС, построенных на вечномерзлых грунтах. В отношении добывающих предприятий и их ГТС одним из приоритетных требований является обеспечение экологической безопасности сооружений. Технологии строительства, которые использовались в XX в., преимущественно были ориентированы на использование грунтов мерзлого типа, которые обеспечат постоянное мерзлое состояние основания, что соответствовало особенностям климатических условий прошлого века. Но, к сожалению, сегодня наблюдается тенденция к росту температуры окружающего воздуха, оттайке оснований, и, в связи с этим, следует анализировать состояние сооружений, построенных по первому принципу, с целью гарантированного обеспечения безопасности.
Основными факторами, влияющими на растепление основания, можно назвать:
- Глобальное потепление в регионе, повышение средней температуры за последние 60 лет, особенно в Северном полушарии.
- Отсутствие гидроизоляции на водосбросном канале в первые годы эксплуатации и пропуск по нему весенних паводков.
- Отсутствие замены сильно льдистого грунта под низовой призмой плотины.
- Наличие фильтрации в основании водосброса с первых лет эксплуатации и его растепляющего воздействия на сильно льдистые грунты основания.
- Отсутствие опыта эксплуатации воздушных замораживающих систем, недостаток конструкции для защиты от попадания снега в снежные периоды.
- Сильное растепляющее воздействие водохранилища на мерзлое основание. Отсутствие расчетных схем данного влияния на грунты основания.
Следует отметить, что, как правило, территории строительства ГТС приурочены к руслам рек и ручьев, а также к надпойменным террасам. Особенности геологического строения верхних слоев на глубину в диапазоне до 50–100 м — это наличие торфяников, сильно льдистых до 50%, трещиноватых дресвяных и щебенистых, валунно-галечниковых грунтов и погребенного льда, что также отрицательно влияет на условия строительства и эксплуатации.
Обозначенные факторы, а также изменение нормативной базы гидротехнического строительства стимулируют к разработке технологий и инженерных решений, способных противостоять или минимизировать негативные процессы и обеспечить высокий уровень безопасности ГТС.
Полная версия материала доступна по подписке >>>>