1. Главная
  2. Журналы
  3. Гидротехника
  4. Журнал №1 (февраль 2021)
  5. Развитие морских портов России — ключевой приоритет ФГУП «Росморпорт»

журнал №1 (февраль 2021)

ГТС водного транспорта. Водное хозяйство

Развитие морских портов России — ключевой приоритет ФГУП «Росморпорт»

Текущей редакцией паспорта федерального проекта «Развитие морских портов» (далее — Федеральный проект) предусмотрен целевой показатель по приросту производственных мощностей морских портов не менее чем на 246 млн т в период 2020–2024 гг. и еще дополнительно на 108 млн т к 2030 г. Мероприятия Федерального проекта сформированы таким образом, чтобы обеспечить решение ранее поставленных президентом и правительством РФ задач по развитию транзитного потенциала страны, переориентации российских внешнеторговых грузов из портов сопредельных государств, повышению экспорта углеводородного сырья и продукции АПК.

В портах Северо-Западного бассейна к 2030 г. запланирован прирост портовых мощностей в объеме 123,5 млн т. Основной костяк составляют проекты развития в порту Усть-Луга совокупной мощностью порядка 42 млн т со сроком ввода в эксплуатацию до 2024 г. В частности, ООО «Новотранс актив» начинает строительство универсального терминала LUGAPORT мощностью 24,3 млн т, предназначенного для перевалки зерна, угля и генеральных грузов. Также в северном районе морского порта Усть-Луга ООО «Ультрамар» продолжает реализовывать проект по строительству терминала для перевалки минеральных удобрений мощностью 12 млн т. В 2021 г. предполагается завершить мероприятия по вводу в эксплуатацию первой очереди терминала мощностью 5 млн т, а в 2021 г. вывести терминал на полную мощность. В том же районе ООО «Еврохим Терминал Усть-Луга» приступило к реализации проекта строительства терминала по перевалке минеральных удобрений мощностью 5,5 млн т. Основная задача указанных мероприятий направлена на переориентацию российских грузопотоков из портов Прибалтики в порты России.

По обозначенным проектам «Росморпорт» является заказчиком объектов федеральной собственности — акватории, а также средств навигационного оборудования.

В Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах прирост производственных портовых мощностей планируется в размере 72,4 млн т до 2030 г. Основной импульс развития придется на морские порты Тамань и Новороссийск. В порту Тамань ГК «ОТЭКО» осуществляет строительство терминалов по перевалке навалочных грузов (35 млн т) и крупногабаритных контейнерных грузов (0,3 млн т), а также реконструирует объекты базы СУГ (2,5 млн т).

В морском порту Новороссийск продолжается реконструкция зернового терминала АО «Зерновой терминал «КСК», завершение работ планируется в 2021 г., мощность терминала увеличится на 1,5 млн т. По данному объекту «Росморпорт» является заказчиком объектов федеральной собственности.

Дальнейшее развитие порта Новороссийск ориентировано на создание дополнительных мощностей по перевалке зерна (+11,5 млн т), контейнерных грузов и металлопродукции (+15,5 млн т), в том числе за счет дноуглубления акватории и реконструкции гидротехнических сооружений в целях создания условий для обслуживания в порту судов с бо́льшими размерениями.

В перспективе до 2030 г. запланирована реконструкция объектов портовой инфраструктуры в портах Темрюк и Таганрог в целях повышения уровня безопасности мореплавания судов на подходах к данным портам, обеспечения возможности обслуживания судов бо́льших размерений, создания условий для увеличения перевалки на морских терминалах указанных портов.