№3 (август 2024)   |   Портовый сервис

Плавно вниз

Цены на бункерное топливо в российских портах в первом полугодии 2024 года плавно снижались в основном под воздействием локальных факторов.

Во втором квартале 2024 года, как и в первом, стоимость бункерного топлива в России в целом следовала за колебаниями цен на нефть. При этом существенное влияние на них оказывали внутренние факторы, такие как: доступность тех или иных видов топлива в портах, провозная способность инфраструктуры, цены в зарубежных хабах (на Юге и Дальнем Востоке) и решения регулятора.

Мировые цены на нефть во втором квартале в целом оставались стабильными. Так, по состоянию на 1 июля, цена на нефть лишь на 1,2% была ниже цены на 1 апреля, а средний уровень цен оставался примерно на одном уровне, с кратковременной «просадкой» в начале июня.

Динамика цен на бункерное топливо в мире в целом следовала колебаниям на мировом рынке нефти с тем же временным падением в начале июня.

Российский рынок демонстрировал собственную динамику. Цены на бункерное топливо как во втором квартале, так и в первом полугодии в целом плавно снижались. Рубль за второй квартал ослаб на 4,7%, что оказало понижающее воздействие на долларовые цены. При этом курс рубля по отношению к резервным валютам теперь определяется через внебиржевой рынок, что создает дополнительные сложности ценообразования. На рынок также оказали воздействие общее снижение грузооборота морских портов (на 3,1% за первое полугодие год к году) и периодические принимаемые правительством решения о запрете на экспорт нефтепродуктов.

Как и ранее, существенным фактором, влияющим на стоимость, является физическое наличие бункерного топлива в конкретных портах. Особенно сильно этот фактор работает в Дальневосточном бассейне на фоне дефицита провозной способности железнодорожных подходов и перерабатывающих мощностей.