№3 (август 2024)   |   Портовая инфраструктура

Громадье планов в горах льдов

Основной прирост портовых мощностей в ближайшие годы стоит ожидать в северных регионах, так как дальневосточные, южные и западные имеют те или иные ограничения. Но свои риски есть и здесь.

Развитие дальневосточных портов России ограничено провозной способностью Восточного полигона, южные железные дороги перегружены пассажирами, Черное море находится в зоне военных рисков, а Датские проливы недружественные страны угрожают перекрыть. Это стало дополнительным импульсом к развитию портовых мощностей на севере страны.

Не говори «гоп», пока не перегрузишь

Основного прироста портовых мощностей Северо-Западного федерального округа стоит ожидать в Мурманске. Незамерзающий, удобно расположенный — ​это делает порт привлекательным для размещения новых терминалов.

По прогнозам губернатора Мурманской области Андрея Чибиса, общий грузооборот порта Мурманск увеличится к 2027 году на 63 млн тонн и достигнет 110 млн тонн. Это произойдет после ввода трех новых портовых терминалов, строящихся на западном берегу Кольского залива в рамках развития Мурманского транспортного узла (МТУ): угольного терминала «Порт Лавна», который увеличит грузооборот на 32 млн тонн в год, порта для перевалки белорусских грузов — ​на 25 млн тонн в год и терминала «Тулома» — ​на 6 млн тонн к 2027 году.

Ожидается, что провозная способность подходов к порту после ввода проекта МТУ в конце 2024 года составит 45 млн тонн в год, а провозная способность на левый берег Кольского залива к окончанию текущего года — ​18 млн тонн.

Кроме того, в порту планируется создать контейнерный терминал «Западный транспортно-логистический узел» (ЗТЛУ) мощностью 11 млн тонн в год. Реализация проекта, по замыслу, позволит Мурманску стать главным контейнерным хабом в Арктике.

Помимо этого, Мурманск предполагается превратить в рыбопромышленный центр и одну из ключевых площадок для экспорта рыбной продукции. В прошлом году Мурманский морской рыбный порт (ММРП) перешел в ведомственное управление Росрыболовства для проведения масштабной модернизации. «В текущей геополитической ситуации ММРП приобретает особую значимость и для региона, и для страны в целом. Прежде всего здесь необходимо создать современный логистический центр и судоремонт для рыбаков Северного бассейна. Проект комплексного развития Мурманского порта включает в себя судоремонтные верфи, холодильный складской комплекс, мощности по переработке рыбы и краба, выпуску продукции-компонентов для фармацевтики и косметологии. Кроме того, на базе порта будет создана рыбная биржа», — ​рассказал руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.