№3 (август 2024)   |   Судостроение

Арктика ждет «чертову дюжину»

Для обеспечения стабильного судоходства в Арктике необходима мощная ледокольная группировка, притом что от старой с 2028 года останется лишь ледокол «50 лет Победы».

Значение северных морей России в последние годы возрастает. В условиях санкций и геополитической напряженности прямой выход в Мировой океан дорогого стоит. Северный морской путь (Севморпуть, СМП), соединяющий Азию с Европой в обход опасных вод Красного моря, да еще и под суверенитетом России, — ​тем более. В акватории СМП в настоящее время работают четыре атомохода предыдущих поколений и новейшие универсальные атомные ледоколы проекта 22220 — ​«Арктика», «Сибирь» и «Урал».

Однако, по данным госкорпорации «Росатом» (отвечает за работу атомных ледоколов), с 2027 года из эксплуатации придется вывести ледокол «Таймыр» (введен в эксплуатацию в 1989 году), а с 2028 года — ​ледоколы «Вайгач» и «Ямал» (введены в эксплуатацию в 1990 и 1992 годах, соответственно). Из старых ледоколов останется лишь «50 лет Победы» (введен в эксплуатацию в 2007 году).

На Балтийском заводе ведется строительство еще трех атомоходов серии проектов 22220 — ​«Якутия», «Чукотка» и «Ленинград». Ледоколы строятся на класс Российского морского регистра судоходства (РС). В 2025 году также должен быть заложен еще один ледокол этого же проекта — ​«Сталинград». При этом «Ленинград» планируется ввести в эксплуатацию с 2029 года, а «Сталинград» — ​с 2031 года.