№2 (май 2024)   |   Бункеровка

Ценовая качка

Ценообразование на бункерное топливо в России следует за колебаниями на мировом рынке нефти, но при этом находится под влиянием локальных факторов: наличия топлива в портах, доступности инфраструктуры, спроса и решений регулятора.

Динамика цен на бункерное топливо в мире в целом следовала колебаниям на мировом рынке нефти: после просадки в октябре  —декабре 2023 года цены стали активно восстанавливаться в первом квартале 2024 года, образуя ценовые «качели». Так, с начала года цена на нефть поднялась с примерно $79 за баррель до $90 на 10 апреля: рост составил 14%. Рубль за этот же период ослаб на 4%, что оказало понижающее воздействие на долларовые цены.

При этом российский рынок демонстрировал собственную разнонаправленную динамику — ​сказываются переориентация логистики с западного на восточное и южное направления, уход ряда крупных линий из России, что снижает уровень корреляции российских бункерных цен с мировыми. Кроме того, важными факторами для отечественного бункерного рынка являются решения регулятора (периодически вводимые ограничения на экспорт нефтепродуктов), наличие бункерного топлива в конкретных портах на фоне «узких мест» в логистике, а также атаки на российские НПЗ.

Северо-Запад

Цены на бункерное топливо в портах Северо-Запада России плавно повышались с начала года, следуя за общими тенденциями. Так, цена за тонну наиболее востребованного VLSFO в Санкт-Петербурге и Усть-Луге выросла примерно на 2% — ​до $525 и до $530, соответственно, по данным на 9 апреля. Цены на MGO менялись еще менее заметно (меньше чем на процент) ввиду более низкого спроса, а на ULSFO даже снижались: так, в Усть-Луге тонна мазута с содержанием серы 0,1% на 9 апреля была на 5% дешевле, чем в начале года. Скорее всего, снижение цен на ULSFO связано с тем, что заходящие в российскую Балтику суда в основном предпочитали использовать дизельное топливо.

В Мурманске динамика была чуть более выразительной, а цены — ​выше. Так, цена на VLSFO в указанный период в порту возросла на 5% — ​до $580, а на MGO сократилась на 5% — ​до $775 за тонну.