№2 (май 2024)   |   Портовая инфраструктура

Удобрения: тяга на Юг

Российские минудобрения являются наиболее конкурентоспособными на мировом рынке по себестоимости производства. Основной спрос на них ожидается в странах глобального Юга. Российские терминалы готовятся к росту спроса.

Аналитики сходятся в том, что торговля минеральными удобрениями перспективна на долгосрочном горизонте в связи с продолжающимся ростом мирового населения и сокращением пахотных площадей, особенно в странах глобального Юга. Так, ежегодный прирост населения, причем основная доля этого прироста обеспечивается именно Азией, Южной Америкой и Африкой, оценивается в мире в 80 млн человек, каждого из которых необходимо накормить. Это возможно лишь при широком применении минудобрений.

Россия сохраняет лидирующие позиции по уровню себестоимости удобрений на мировом рынке, а значит, отечественные удобрения будут востребованы. Экспорт удобрений через морские порты России в 2023 году демонстрирует впечатляющий рост: через морские терминалы перевалено почти 37 млн тонн, против 23,5 млн тонн годом ранее. В связи с прекращением перевалки данного вида груза через порты Прибалтики и Украины спрос на эти услуги внутри России значительно вырос, и уже ощущается дефицит специализированных терминалов во всех бассейнах.

Мощности для южного экспорта

В порту Тамань завершаются дноуглубительные работы в акватории специализированного причала минудобрений, который позволит принимать суда максимальным дедвейтом в 120 тыс. тонн. Компания «ОТЭКО» (оператор морских терминалов в порту Тамань), следуя рыночным тенденциям, активно развивает свой новый перевалочный комплекс «Сера и минеральные удобрения».

В 2023 году компания ввела в эксплуатацию закрытый склад серы с проектным объемом хранения до 300 тыс. тонн и годовым объемом экспорта серы через порт Тамань до 5 млн тонн. Перевалка серы ведется полностью закрытым способом. Вагоно-опрокидыватель позволяет разгружать до 480 вагонов в сутки, или 33 тыс. тонн продукции.

Открыт новый маршрут экспорта серы российских и казахстанских производителей на мировой рынок через перспективный южный маршрут, выгодный для клиентов как географически, так и в силу созданных ОТЭКО инфраструктурных возможностей по быстрой обработке грузов.

Сейчас стивидорная компания сосредоточила усилия на завершении проекта перевалки минеральных удобрений. Готовность склада минудобрений ОТЭКО в порту Тамань к апрелю 2024 года достигла 60%. В настоящий момент завершены работы по устройству монолитных железобетонных конструкций. На их возведение ушло почти 47 тыс. куб. м бетона. Сейчас выполняются работы по монтажу металлоконструкций кровли. Строящийся склад минеральных удобрений позволит хранить до 300 тыс. тонн продукции и обеспечит годовой оборот перевалки до 5 млн тонн.

«Прежде чем склад укроем кровлей, специалисты должны установить основное технологическое оборудование — ​два полупортальных реклаймера, с помощью которых будет обеспечиваться выгрузка из склада минеральных удобрений по конвейерам на судно. Они доставят продукт по специальным закрытым галереям непосредственно к сухогрузам, — ​рассказал директор проектного офиса ОТЭКО «Минеральные удобрения» Александр Зотиков. — ​Наша задача — ​построить к концу 2025 года современный склад, обеспечивающий скорость, качество и объемы перевалки».

Станция разгрузки вагонов сможет единовременно выгружать восемь вагонов. Она будет оснащена двумя параллельными линиями для одновременной обработки двух видов минеральных удобрений. Склад будет разделен на 10 боксов вместимостью 30 тыс. тонн каждый для перевалки семи видов минеральных удобрений: в основном карбамида, а также аммофоса, сульфо- и нитроаммофоса и других комплексных удобрений.

Напомним, что по итогам 2023 года объем перевалки удобрений в портах Азово-Черноморского бассейна вырос на 12%, по сравнению с 2022 годом, и составил 4,3 млн тонн.

Софья Винарова