№2 (май 2024)   |   Портовая инфраструктура

Миру — ​по зернышку

Россия готовится экспортировать до 70 млн тонн зерна в год, активно захватывая новые рынки. Однако в стране ощущается дефицит портовых мощностей для перевалки зерна.

В России в 2024 году ожидается сбор 135–145 млн тонн зерна (в 2023 году — ​142 млн тонн без учета новых территорий). По данным главы Российского зернового союза Аркадия Злочевского, логистические мощности страны позволяют экспортировать по 7 млн тонн зерна в месяц. По его мнению, России необходимо увеличить квоты на экспорт зерна, чтобы экспортировать около 70 млн тонн в год, в связи с ожидаемым профицитом производства. По данным министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева, экспорт российского зерна в 2023 году превысил 66 млн тонн на сумму почти $16,5 млрд.

При этом структура экспорта меняется. Традиционно наибольшие объемы российского зерна поставляются в Египет и Турцию, однако сейчас закупки также активно наращивают Бангладеш (третье место), Пакистан (четвертое место), Алжир (пятое место), Индонезия, Йемен, Израиль, Кения.

Особенно показательна ситуация с Алжиром, который в настоящее время вышел на пятое место в мире по закупкам российского зерна. Напомним, Алжир — ​бывшая французская колония, сохранявшая особые отношения с бывшей метрополией: французы предлагают алжирским покупателям зерна льготные условия оплаты, такие как отсрочка платежей до года на выгодных условиях, по очень низким ставкам под 2% годовых. В прошлом сезоне России удалось зайти на алжирский рынок благодаря сниженным ценам — ​и теперь Алжир продолжает наращивать закупки зерна у России вместо Франции.

Если говорить о перспективном рынке Юго-Восточной Азии, то здесь ситуация сложнее. Данный рынок является премиальным: цены на нем выше среднемировых, однако для закрепления на нем необходима инфраструктура.