№2 (май 2024)   |   Судостроение

Двигатели торговли

Серийное производство всей линейки судовых двигателей обеспечит импортонезависимость российского судостроения. С учетом потребности в обновлении флота спрос на них гарантирован.

Из-за санкций России предстоит решить сложную задачу — ​масштабное строительство флота собственными силами. Причем речь идет не просто о строительстве корпусов — ​с этим больших сложностей нет, но о формировании собственной производственной базы судового комплектующего оборудования, среди которого выделяется «сердце» любого судна — ​двигатель. О том, что нужно для производства судовых двигателей в России и что уже сделано, «ПортНьюс» пообщался с экспертами и участниками рынка.

Российскому судостроению не хватает широкой линейки доступных судовых двигателей собственного производства. Особенно для буксирного и рыбопромыслового сегмента.

О масштабе проблемы на примере буксирного флота рассказал председатель совета директоров АО «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов. По его словам, за последние 10 лет для российских судовладельцев не было построено ни одного буксира с главными двигателями отечественного производства.

Ранее, до ужесточения санкций, на подавляющее большинство буксиров в России устанавливались двигатели производства Caterpillar (США), теперь акцент сместился на китайских производителей. Это касается силовых установок самой разной мощности: от 200 кВт и до 4000 кВт. В то же время, согласно перспективным планам, наиболее востребованными буксирами являются суда мощностью от 2500 до 7000 кВт. Как следствие, наиболее востребованные на рынке российские двигатели — ​это 1200 кВт, 2000 кВт и 3500 кВт.

Кроме того, в России полностью отсутствует производство тяжелых судовых малооборотных двигателей мощностью 7500–8000 кВт и более.

«Но нельзя ограничиваться только данным типорядом. Российское судостроение невозможно будет назвать полностью импортонезависимым до появления серийного производства всей линейки судовых двигателей, в том числе и работающих на альтернативных видах топлива, поскольку мировая тенденция на снижение углеродного следа будет только расширяться», — ​отметил Николай Шабликов.