№1 (февраль 2024)   |   Портовая инфраструктура

Пункт назначения – ​Певек

Компания «Межрегионстрой» построит на мысе Наглейнын в порту Певек морской терминал для продукции Баимского ГОКа. Этот проект станет важным звеном развития круглогодичного маршрута перевозок по Севморпути.

Реализация проекта в Чукотском автономном округе, в одном их самых малозаселенных регионов России, в окружении льдов Восточно-Сибирского моря и бескрайней тундры, в условиях сурового климата — непростая задача. Компания «Межрегионстрой» (МРС) была готова принять этот вызов и выиграла конкурс, проводимый в декабре 2023 года ФГУП «Гидрографическое предприятие». Компания МРС стала ЕРС-подрядчиком проекта, теперь ей предстоит к 2027 году построить грузовой терминал на мысе Наглёйнын в морском порту Певек для перевалки более 1,5 млн тонн рудного концентрата в год и создать инфраструктуру для размещения четырех модернизированных атомных плавучих энергоблоков (МПЭБ) под проект мощностью 318 МВт.

На строительство самого терминала будет направлено более 20 млрд руб., на инфраструктуру для МПЭБ — 11,74 млрд руб. Финансирование из федеральных источников в 2023–2025 годах достигнет более 26,8 млрд руб., из внебюджетных источников будет вложено свыше 5 млрд руб.

Эти средства будут направлены на создание берегоукрепления откосного типа, строительство подходной дамбы, дамбы с открытым складом и причала для приема генгрузов, дноуглубление подходного канала и акватории, установку навигационных/створных/предостерегательных знаков, разработку системы управления движением судов (СУДС) и создание инфраструктуры для постановки четырех МПЭБ.

В рамках строительства нового терминала компании предстоит выполнить дноуглубительные работы общим объемом более 2,5 млн куб. м: в акватории грузового терминала проектный объем дноуглубления составит 914,4 тыс. куб. м, подходного канала — 1,4 млн куб. м. Также предусматриваются дноуглубительные работы в акватории, где будут размещены МПЭБ, общим объемом 310,5 тыс. куб. м.

Сейчас генподрядчик активно изучает нюансы проекта, документацию, проводит слушания в проектном институте. В компании «Межрегионстрой» уверены, что проект будет успешно реализован.

Эта задача выполнима, так как:

• компания имеет богатый опыт реализации проектов в условиях арктического и субарктического регионов с короткими сроками мобилизации и завоза грузов и материалов;

• применяет новейшие производственные решения и строительные технологии;

• имеет штат квалифицированных инженерно-технических работников;

• уделяет пристальное внимание строительному контролю качества работ, для этих целей созданы группа авторского надзора, служба геотехнического наблюдения и др.;

• имеется свой парк техники, подготовленной к эксплуатации в высоких широтах.

По мнению экспертов, строительство нового грузового терминала в порту Певек будет играть в ближайшем будущем важную роль в развитии Северного морского пути (СМП) и организации круглогодичного судоходства по нему. Наряду с этим проектом, в акватории СМП предстоит строительство и других объектов морской транспортной инфраструктуры.

В компании МРС считают, что для строительства новых и содержания действующих портовых мощностей в арктической зоне России требуется создание специализированной дноуглубительной флотилии, которая позволит эффективно решать такие проектные задачи. В 2022 году МРС учредила дочернее предприятие ООО «Строительная Дноуглубительная Компания» и взяла курс на формирование дноуглубительного флота. В 2024 году компания начнет строительство технического флота для покрытия дефицита современных высокопроизводительных земснарядов и судов обеспечения на рынке дноуглубления.