№1 (февраль 2024)   |   Судостроение

Пятый в серии – ​«Ленинград»

Россия наращивает атомную ледокольную флотилию. На Балтийском заводе началось строительство пятого серийного ледокола проекта 22220 «Ленинград».

Балтийский завод (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) в конце января 2024 года заложил пятый серийный универсальный атомный ледокол проекта 22220 «Ленинград». «Мощный современный атомный ледокол «Ленинград» станет уже пятым кораблем в своей серии. После завершения строительства ему предстоит работать на трассах Северного морского пути (СМП), участвовать в важнейших программах освоения и изучения Арктики, обеспечивать доставку грузов, строительных материалов, топлива, в целом — ​надежное, устойчивое судоходство в сложных, труднодоступных арктических широтах», — ​сказал на церемонии закладки атомохода президент России Владимир Путин.

По словам главы государства, у России сегодня самый большой ледокольный флот в мире, и это «огромное конкурентное преимущество, колоссальные возможности для развития логистики, промышленности, создания новых рабочих мест, для комплексного обустройства арктических городов и поселков, реализации проектов действительно глобального уровня, для международного сотрудничества с нашими партнерами». Сейчас в состав ледокольного флота России входят 34 дизельных и 7 атомных ледоколов.

Как отметил в ходе церемонии генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, дальнейшее освоение СМП связано с расширением арктического судостроения. Он напомнил, что на площадке Балтзавода сейчас строятся еще два атомных ледокола — ​«Чукотка» и «Якутия», на Дальнем Востоке продолжается строительство сверхмощного ледокола нового поколения «Россия».

Председатель совета директоров ОСК Андрей Костин, в свою очередь, заверил, что строительство пятого атомохода «будет закончено точно в установленные сроки и с высоким качеством».

Напомним, что в феврале 2023 года ФГУП «Атомфлот» и Балтийский завод подписали контракт на строительство пятого и шестого серийных ледоколов проекта 22220. Ввод в эксплуатацию пятого серийного ледокола запланирован на декабрь 2028 года, шестого — ​на декабрь 2030 года. Уже эксплуатируются на Севморпути: головной атомоход «Арктика» проекта 22220 (введен в эксплуатацию в 2020 году), первый из серии — ​«Сибирь» (введен в 2021 году) и второй серийный — ​«Урал» (введен в 2022 году).

«На наших глазах сегодня создается мощный атомный флот, который будет содействовать развитию транспортного потенциала Северного морского пути, арктических нефтегазовых проектов, бесперебойному снабжению северных территорий и обеспечению транспортного суверенитета нашей страны. Успех реализации такого масштабного проекта напрямую зависит от слаженной работы всех участников процесса. Как единственное в мире классификационное общество с опытом технического наблюдения за атомными ледоколами — ​а при участии РС строились все атомные ледоколы — ​Регистр готов быть надежным партнером и помощником для предприятий отрасли в решении сложных производственных, технических и технологических задач, нацеленных на выполнение проекта», — ​отметил генеральный директор Российского морского регистра судоходства Сергей Куликов.

По его словам, всего в эксплуатации под техническим наблюдением РС находятся девять судов с ядерными энергетическими установками: семь атомных ледоколов, плавучая атомная тепло-

электростанция (ПАТЭС)«Академик Ломоносов» и атомный лихтеровоз «Севморпуть».