- Главная
- Журнал «ПортНьюс»
- Журнал №3 (сентябрь 2023)
- Баржевые перспективы
Баржевые перспективы
Немногим судовладельцам в современных условиях удается сформировать и эксплуатировать большой флот, а тем более эффективно им управлять как на реке, так и на море, при этом заключаются крупные контракты. Секрет судоходной компании «Морвенна», флот которой насчитывает более 60 судов, по мнению руководства компании, заключается в акценте на развитие технологий и диверсификации услуг по географическим направлениям и специализациям.
Принципы стратегии
География и специализация — две структурирующие оси, которые определяют развитие компании с момента ее основания. Судоходная компания «Морвенна» (СК «Морвенна») появилась на рынке в 2014 году как международный оператор барже-буксирного флота. Сегодня компания работает на Северо-Западе, в арктических морях, в Азово-Черноморском бассейне, на внутренних водных путях и за рубежом. Филиалы расположены в точках базирования флота и вблизи районов оперирования — в Санкт-Петербурге, Москве и Астрахани. Компания перевозит как крупногабаритные промышленные блоки, агрегаты и технику, так и насыпные и наливные грузы.
Специализирующаяся на перевозках крупнотоннажных и (сверх) негабаритных грузов СК «Морвенна» за несколько лет выполнила более 750 буксировок и транспортировок таких грузов. В их числе: промышленное оборудование, модули строящихся заводов, оборудование атомных станций, лопасти ветрогенераторов, части буровых платформ и другие. Гарантом технологической эффективности и безопасности перевозок служит техническое состояние баржевого флота, средний возраст которого не превышает десяти лет. Его техническую поддержку обеспечивают собственное конструкторское бюро и сервисное предприятие компании.
Буксирный флот, в свою очередь, предполагает дополнительные возможности развития. Помимо работы с баржами буксиры используются для буксировки и размещения различных судов, плавучих кранов, земснарядов, при дноуглубительных работах, а также в специальных проектах, таких как геологоразведочные работы на шельфе.
Оптимальный флот
Как объясняет начальник коммерческого отдела СК «Морвенна» Юрий Рагимов, после периода активного пополнения флота и строительства, особенно в 2022 году, когда было приобретено 12 барж (восемь — проекта 03060, четыре — МЕ 2010), «флот компании достиг оптимального количества». На данный момент в собственности и оперировании компании 61 судно. Среди них 28 буксиров мощностью от 800 до 23500 л. с. и 32 баржи различной специализации для перевозки негабаритных, накатных и сыпучих грузов, в том числе одна баржа-химовоз, а также один пассажирский катер.
По мере развития компании буксирный флот, основу которого составляли буксиры-толкачи советской постройки, пополнился новыми единицами: якорезаводчиками, многоцелевыми судами, построенными по собственным проектам, как, например, серия судов проекта KPT‑2500 1c Pusher Tug.
«В данный момент практически весь флот находится в активной коммерческой эксплуатации: 70% судов — во фрахте на перевозках генеральных/негабаритных грузов, 30% работают на перевозке щебня», — рассказал представитель СК «Морвенна». Он уточнил, что по некоторым направлениям баржи успешно конкурируют с грузовыми судами, а в некоторых случаях остаются вне конкуренции. Общее для баржевого сегмента преимущество — возможность размещения крупнотоннажных грузов с габаритами до 12 м высотой и не менее существенное — возможность доставки в мелководные участки.
Эпоха перемен
После того как рынки большинства развитых стран закрылись для баржевых перевозок под российским флагом, флот, по словам представителя СК «Морвенна», естественным образом переориентируется на внутренний рынок, консолидирующийся на арктических проектах, строительстве крупных производств и гидротехнических сооружений, а также на совместных проектах со странами-партнерами.
По словам представителя СК «Морвенна», в 2022 году западное направление работы для российских перевозчиков было полностью закрыто. До этого суда компании успешно работали на перевозках в порты Нидерландов, Бельгии, Италии, Турции и других стран. Например, с 2018 по 2020 год было перевезено более 40 модулей завода из Финляндии в Казахстан. А финальным западным проектом стала экспортная перевозка крупногабаритного оборудования — кабельной карусели — в Антверпен в 2022 году.
Сегодня основным направлением работы остаются перевозки по внутренним водным путям. Компания усиливает присутствие на рынке строительства гидротехнических сооружений, включая перевозку строительных материалов, грунта при дноуглубительных работах, негабаритных грузов, таких как створы шлюзов, и т. д. Ближайшая перспектива — участие в проекте реконструкции Городецкого гидроузла.
Перспективы баржевых перевозок, по мнению представителя СК «Морвенна», связаны с развитием Северного морского пути. Сотрудничество с арктическими проектами нарастает по мере строительства новых объектов. Так, в 2022 году четыре баржи компании работали на доставке трубошпунта, частей и оборудования гусеничных кранов в бухту Север. Существует спрос на доставку негабаритных грузов, о чем свидетельствует, например, перевозка плавучего хранилища газа для компании «Новатэк».
Также определенные перспективы обещает сотрудничество со странами-партнерами России. Например, в 2022 году СК «Морвенна» были выполнены международные перевозки из Черного моря в Каспийское, и это направление планируется развивать в дальнейшем. Помимо Азербайджана и Казахстана в фокусе внимания — ОАЭ, КНР, Иран и Индия, причем речь идет не только о баржевых перевозках, но и об эксплуатации буксирного флота, как это было в первой половине 2023 года при проведении сейсморазведки судами «Венна» и «Тривенна» в Камбейском заливе.