№2 (июнь 2023)   |   Бизнес-среда. В России

Готовность к высокому спросу

О формирующихся на бункеровочном рынке портов Ростов-на-Дону и Азов тенденциях, а также о том, как этот сегмент бизнеса адаптируется к динамично меняющейся экономической ситуации, журналу «ПортНьюс» рассказал учредитель ООО «ЮгБункерСервис-Ростов» (входит в ГК «ЮгБункерСервис») Александр Путилин.

— Александр Александрович, в каком бизнес-окружение работает ваша компания сегодня?

— По состоянию на первый квартал 2023 года примерно 45–50% бункеровочного рынка в портах Ростов-на-Дону и Азов приходится на долю вертикально интегрированных нефтяных компания (ВИНК). Оставшуюся часть рынка занимают независимые бункеровочные компании, в том числе недавно вышедшие на рынок.

 

— Какие виды судового топлива пользуются наибольшим спросом?

— Относительно недавно на рынке в качестве альтернативы средним дистиллятам стало предлагаться дизельное топливо «Евро» (ДТ «Евро»), производимое нефтеперерабатывающими заводами ВИНК. Его цена в какой-то период была значительно ниже акцизного судового маловязкого топлива (СМТ). Поэтому, даже с учетом последующего возмещения акцизов при покупке СМТ, для судовладельцев ДТ «Евро» оказалось выгоднее к приобретению. За короткий срок это топливо стало достаточно популярным.

Одновременно на рынке нефтепродуктов стали сокращаться поставки топлива, производимого мини-заводами, которые ранее были альтернативой акцизному СМТ. С учетом их цены и качественных характеристик (прежде всего, в части содержания серы) нефтепродукты мини-заводов не столь интересны судовладельцам, как ДТ «Евро».

 

— Какие тенденции формируются на рынке?

— Как уже говорилось, в нашем регионе появилось значительное количество новых независимых игроков. Мы связываем это с востребованностью ДТ «Евро» у судовладельцев и доступностью этого ресурса на товарно-сырьевой бирже.

Из-за роста предложений на рынке цена бункерного топлива значительно снизилась. Например, в настоящее время тонна СМТ в портах Ростов-на-Дону и Азов на $150 дешевле, чем в Стамбуле, в то время как год назад разница была в $40–50.

 

— Удалось ли вернуть допандемийные объемы бункеровки по итогам 2022 года?

— Нужно отметить, что в пандемийный период 2020–2021 гг. бункерный рынок в портах Ростов-на-Дону и Азов проседал, но незначительно. Дело в том, что количество судозаходов, за исключением пассажирских судов, в тот период особо не уменьшилось.

 

— Логистика поставок за последние два года изменилась?

— Дочерние компании ВИНК и крупные независимые бункеровочные компании по-прежнему строят логистику путем доставки ресурса водным транспортом в навигационный период и железнодорожным — ​в зимний. Доставляемое топливо накапливается на нефтебазах и припортовых терминалах/нефтеналивных баржах.

 

— Бункеровочный флот в регионе обновляется?

— Состав бункеровочного речного флота принципиально не меняется — ​вновь построенных судов-бункеровщиков в портах Ростов-на-Дону и Азов не появилось. Имеющиеся предложения российских судостроительных заводов по строительству новых судов-бункеровщиков, как правило, экономически непривлекательны. Поэтому бункеровочный флот в регионе в основном приобретается на вторичном рынке и принимается в эксплуатацию после его ремонта или модернизации. Те же компании, у которых имеется собственный флот, следят за его состоянием и его соответствием нормативным требованиям.

 

— Где обслуживается флот?

— Как правило, потребности по текущему и капитальному ремонту полностью закрываются местными судоремонтными заводами.

 

— Стратегия развития водного транспорта РФ предполагает значительный рост речного грузооборота: к 2024 году — ​до 290 млн тонн, а к 2030-му довести до 340 млн тонн. Бункерный рынок справится с увеличением спроса на судовое топливо?

— В случае роста спроса на судовое топливо мы не видим препятствий к наращиванию объемов поставок бункера. Имеющаяся инфраструктура, бункерный флот и мощности по хранению нефтепродуктов созданы с запасом. Помимо этого, необходимые мощности расширяются и развиваются.

Так, в прошлом году мы приобрели нефтеналивной терминал в морском порту Ростов-на-Дону, сейчас ведется разработка проекта по модернизации терминала в части строительства нового резервуарного парка общим объемом 35 000 куб. м.

 

— В связи с санкциями отечественный туристический рынок оказался в выигрышном положении. Ожидается ли увеличение спроса со стороны пассажирских судов в текущем году?

— Спрос со стороны пассажирских судов очень сильно упал в пандемийный период. В 2022 году он довольно хорошо восстановился, но все же не допандемийного уровня. В этом году мы видим также рост заявок со стороны судовладельцев пассажирского флота. Надеемся на сохранение этого тренда.

 

— Как ваша компания решает проблему скачкообразного спроса на топливо в начале навигации?

— В компании «ЮгБункерСервис-Ростов» есть правило, согласно которому независимо от времени года на хранении всегда должен находиться месячный запас топлива, который в случае перебоя с поставками, форс-мажора и т.  п. позволит нам закрывать клиентские заявки в течение этого периода. Поэтому к резкому росту спроса на топливо в начале навигационных периодов мы всегда готовы. §

Елена Снитко