№1 (март 2023)   |   Портовая инфраструктура

Прирастаем мощно: порты России ждет развитие

Несмотря на геополитические события, российская портовая инфраструктура продолжает поступательное развитие. Мощность морских портов России за 2022 год выросла на 36,6 млн тонн в год, достигнув 1,3 млрд тонн в год. Санкции лишь подталкивают развитие национальной транспортно-логистической инфраструктуры. В ближайшие несколько лет мощности будут прирастать.

Мощность морских портов России за 2022 год выросла на 36,6 млн тонн в год, что почти вдвое больше прироста за предыдущий год. Как рассказал в ходе организованного медиа-группой «ПортНьюс» VI конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» начальник управления инвестиций и стратегического развития ФГУП «Росморпорт» Андрей Болдорев, прирост был обеспечен за счет строительства специализированного угольного терминала «Порт Вера» (4,5 млн тонн в год, Владивосток), терминала для перевалки сжиженного природного газа (СПГ) «КС Портовая» (1,6 млн тонн в год, порт Высоцк), увеличения мощности терминала компании «ОТЭКО» в порту Тамань на 25 млн тонн в год, ввода в эксплуатацию первой очереди терминала СПГ в бухте Бечевинская (5,5 млн тонн в год, Петропавловск-Камчатский), завершения строительства паромного причала в поселке Угольные Копи.

В планах

Среди перспективных проектов, которые позволят еще более нарастить мощности отечественных портов и которые уже находятся в стадии реализации, представитель Росморпорта назвал строительство терминала минеральных удобрений «Еврохим терминал Усть-Луга», универсального терминала «Новотранс Актив» и развитие терминала «Ультрамар» в порту Усть-Луга. По всем трем проектам работы планируется завершить в 2024 году.

В Большом порту Санкт-Петербург Балтийский балкерный терминал планирует создать инфраструктуру для перевалки минеральных удобрений, что увеличит его пропускную способность на 4,5 млн тонн в год (срок реализации — ​2024 год).

В Калининградской области продолжается строительство терминала «Пионерский» мощностью 3 млн тонн паромных грузов и пропускной способностью до 250 тыс. круизных пассажиров в год (срок реализации — ​2024 год).

В порту Приморск идет возведение терминала «Приморский УПК» (срок реализации — ​ 2030 год).

В порту Мурманск реализуется проект увеличения мощности на 2,5 млн тонн в год терминала Мурманского морского торгового порта (срок реализации — ​2027 год), а также реконструкции объектов портовой инфраструктуры Мурманского балкерного терминала с увеличением пропускной способности на 1,5 млн тонн минеральных удобрений в год (срок реализации — ​2025 год). Кроме того, ведутся работы по увеличению мощности терминала СПГ компании «НОВАТЭК» на 10,5 млн тонн в год (срок реализации — ​2023 год). В этом году должны завершиться работы по строительству терминала «Лавна» мощностью 18 млн тонн в год.