№1 (март 2023)   |   Судостроение

Ящикам нужен тоннаж

Разворот логистики на Восток и отказ западных операторов работать с Россией спровоцировали острую потребность в собственном контейнерном флоте. Очевидно, что быстро решить эту задачу не получится. Тем не менее первые шаги в этом направлении сделаны. Южный центр судостроения и судоремонта планирует уже в 2023 году приступить к строительству четырех универсальных сухогрузов-контейнеровозов проекта 00108 смешанного плавания грузоподъемностью до 531 TEU.

По оценке Министерства транспорта России, в контейнерном сегменте более всего необходимы контейнеровозы грузоподъемностью до 3 тыс. TEU. «Потребности исчисляются сотнями судов. В настоящий момент ведется работа по увеличению возможностей наших судостроительных предприятий и приобретения российскими бенефициарами уже готового флота за рубежом», — ​прокомментировал ранее заместитель министра транспорта России Александр Пошивай.

Позже глава Росморречфлота Захарий Джиоев уточнил, что потребность в контейнеровозах вместимостью по 2,5–3 тыс. TEU оценивается в 30–35 единиц.

Контейнеровозы необходимы в связи с открытием новых азиатских маршрутов, в том числе с развитием международного транспортного коридора «Север — ​Юг». Кроме того, такие суда нужны для разгрузки дальневосточного направления, что подразумевает организацию контейнерных линий из Китая в российские порты Южного и Балтийского бассейнов. Для работы на этом направлении, по мнению участников рынка, необходимо строительство контейнеровозов вместимостью по 3 тыс. TEU.

Существуют два пути: строить самим или привлекать суда с мирового рынка. Бизнес в настоящее время пока идет по второму пути. Однако стоимость контейнеровозов за последний год возросла в разы. По данным, ранее озвученным председателем cовета директоров ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESCO) Андреем Севериловым, стоимость контейнеровозов в 2022 году выросла в 6–7 раз.

Начать с малого

Сегодня у России весьма ограниченные возможности в строительстве крупнотоннажного торгового флота, при этом страна располагает судостроительными мощностями, способными строить небольшие суда смешанного «река-море» плавания. Поэтому закономерно, что первыми на запрос отечественных судовладельцев в контейнеровозах отреагировали судостроители небольших судов смешанного «река-море» плавания.

В конце прошлого года Южный центр судостроения и судоремонта (ЮЦСС, входит в ОСК) заключил контракт на строительство и поставку четырех универсальных сухогрузов-контейнеровозов смешанного плавания грузоподъемностью до 531 TEU проекта 00108. В соответствии с контрактом срок поставки контейнеровозов — ​2025 год. Финансирование строительства предусмотрено распоряжением Правительства РФ от 23 сентября 2022 года № 2745-р. Стоимость каждого судна по данному распоряжению составляет 1 млрд 741 млн рублей. Уже в феврале текущего года ЮЦСС объявил о планах начать их строительство в 2023 году.