- Главная
- Журнал «ПортНьюс»
- Журнал №4 (декабрь 2022)
- СПГ бункеровка «борт-в-борт» теперь в России
СПГ бункеровка «борт-в-борт» теперь в России
Осень 2022 года ознаменовалась для российского судоходства историческим событием – впервые в истории отечественной бункерной отрасли была проведена заправка сжиженным природным газом «борт-в-борт». Знаковая СПГ-бункеровка состоялась в сентябре, на рейде в порту Усть-Луга с участием бункеровщика «Газпром нефти» «Дмитрий Менделеев» и нефтяного танкера «Проспект Королева» серии «Афрамакс» компании «Совкомфлот».
То, что героями этой истории стали суда именно этих двух компаний, нет ничего удивительного. «Совкомфлот» начал эксплуатацию «Афрамаксов» – крупнотоннажных нефтеналивных танкеров, использующих СПГ в качестве основного топлива, - еще в 2018 году.
А «Газпром нефть», в свою очередь, первой в стране построила и ввела в эксплуатацию уникальное судно «Дмитрий Менделеев», способное выполнять функции как по бункеровке СПГ, так и его малотоннажной перевозке. Сегмент экологичных и альтернативных судовых топлив для «Газпром нефти» – предмет особого интереса и внимания.
О текущем и перспективном развитии этого направления рассказал Алексей Медведев, генеральный директор бункерного оператора «Газпром нефти» – предприятия «Газпромнефть Марин Бункер».
– Поздравляем с началом бункеровок СПГ! Первые рассуждения о заправках судов сжиженным природным газом в России появились более десяти лет назад, и за это время рыночная и макроэкономическая ситуация менялась не раз. Несмотря на это в «Газпромнефть Марин Бункере» тема СПГ, как казалось, не переставала быть актуальной.
– Это действительно так. Дело в том, что развитие сектора СПГ в бункеровке – уже давно один из наших долгосрочных стратегических приоритетов. Как с точки зрения диверсификации ассортимента, предоставления потребителям новых опций по топливообеспечению, так и, конечно, повышения экологичности судоходства. То, что СПГ в какой-то момент станет актуальной альтернативой традиционным судовым топливам, было понятно давно, и вопрос был лишь в создании инфраструктуры и приемлемых экономических условий. Ситуация на рынке судовых топлив действительно менялась. При этом именно в последние годы наблюдается предметное и динамичное становление необходимой инфраструктурной «вселенной» для газовой бункеровки – запускаются заводы по производству СПГ, растет количество газотопливных судов, формируется необходимая нормативная база для безопасной работы, причем при непосредственном участии специалистов «Газпромнефть Марин Бункер». Наш проект «Дмитрий Менделеев» – один из ключевых в этой системе, он «закрывает» сектор бункеровки «борт в борт» и гарантирует клиентам возможность получить топливо наиболее безопасным и экономически эффективным образом. Мы полагаем, что начало работы «Дмитрия Менделеева» в Балтийском регионе даст импульс развитию этого сегмента и стимулирует флот к осознанному и более активному переходу на СПГ.
– С учетом волатильности рынка сжиженного природного газа могут ли бункеровки СПГ российского флота быть рентабельными, а, следовательно, производиться на регулярной основе? Каким вы видите этот бункерный сегмент до конца 2022 года? Как формируется цена на СПГ в качестве бункера?
– Мы разработали и реализовали механизм формирования конкурентной цены для потребителей, и, соответственно, создали предпосылки для регулярных бункеровок газом. В нынешней ситуации ориентируемся в первую очередь на российских судовладельцев и операторов судов, использующих в качестве топлива СПГ. Объем поставок на рынок внутренних бункеровок на старте пока небольшой, но при этом есть положительная динамика, которая позволяет с оптимизмом смотреть на перспективы развития данного направления.
– Какие сложности выявлены при проведении первых СПГ-бункеровок? Готовы ли персонал, инфраструктура?
– Не скрою, перед первой бункеровкой танкера «Проспект Королева» волнение присутствовало. По большому счету, все сложности, которые могли нас ожидать, связаны с тем, что до этой заправки бункеровочных операций с СПГ в стране не было. Чтобы свести к нулю риски, в том числе связанные с совместимостью технологических агрегатов судов, наши специалисты провели серьезную подготовительную работу. Были своевременно утверждены руководящие документы и процедуры на основе отраслевых стандартов и лучших мировых отраслевых практик. Начиная с весны проведена серия тестовых стыковок с судами-потребителями и с терминалами предприятий, производящих СПГ. Все замечания, возникшие во время тренировочных «бункеровок», были тщательно зафиксированы, отработаны и устранены. Экипаж нашего СПГ-бункеровщика состоит из моряков, имеющих значительный опыт работы с газом и прошедших дополнительную подготовку. То же самое могу сказать и о команде танкера «Проспект Королева». И благодаря слаженной работе экипажей обоих судов и наших проектных команд все операции прошли успешно. Это подтвердило высокий уровень профессионализма специалистов и нашу готовность предоставлять услугу с максимальным качеством.
– Основными заказчиками услуг по бункеровке с «Дмитрия Менделеева» сейчас для вас являются «Совкомфлот» и «Росморпорт», оперирующий железнодорожными паромами на линии Усть-Луга-Балтийск. Есть ли иные партнеры помимо этих компаний?
– Мы прорабатываем технические и юридические аспекты работы с рядом потенциальных клиентов по поставкам СПГ на их суда. По мере контрактования будем сообщать о новых соглашениях. К примеру, на прошедшем в сентябре этого года Петербургском международном газовом форуме мы подписали соглашение с компанией «Росморпорт» о декарбонизации морских перевозок на Балтийском море, а уже начиная с октября обеспечиваем регулярную заправку сжиженным природным газом железнодорожного парома «Генерал Черняховский».
– В нынешнем году «Газпромнефть Марин Бункер» заявил о выводе на рынок нового низкосернистого нефтепродукта. Что он собой представляет и в чем смысл этой разработки?
– Рецептура этого топлива – собственная разработка наших специалистов. Это смесевая марка, изготавливаемая из светлых и темных нефтепродуктов и, как показывает практика, полностью соответствующая всем требованиям по своим качественным и экологическим характеристикам. Кроме того, новое топливо очень привлекательно с точки зрения себестоимости. Потребители хорошо приняли его – до конца года мы рассчитываем реализовать около 260 тысяч тонн. Продукты с содержанием серы менее 0,5% сейчас доминируют в структуре спроса на рынке, и, вероятно, такое положение будет сохраняться еще какое-то время. Поэтому мы ищем способы расширения ассортимента низкосернистых топлив для того, чтобы удовлетворить потребности флота во всех регионах нашей деятельности.
– Как выглядит структура продаж топлива у «Газпромнефть Марин Бункер»?
– Доля заводских и блендированных низкосернистых топлив в нашем ассортименте составляет около 54%, дизельных и судовых маловязких – около 36%, ультранизкосернистых – около 6%. Таким образом, почти на 96% наш сбыт состоит из экологичных топлив, к которым теперь присоединился и сжиженный природный газ.
– Положение традиционных судовых топлив на современном российском бункерном рынке остается стабильным, сегмент СПГ будет постепенно расширяться. Проявляет ли «Газпромнефть Марин Бункер» активность в работе по другим альтернативным видам топлива – аммиаку, метанолу и остальным?
– Как и в случае с СПГ, мы стараемся заблаговременно проработать варианты своих действий по развитию новых альтернативных направлений. Аммиак, метанол, водород, электрические носители и даже биотопливо рассматриваются экспертами как возможные альтернативы традиционным судовым топливам. В «Газпромнефть Марин Бункер» еще в прошлом году была создана и действует рабочая группа по альтернативному топливу и декарбонизации морского судоходства в целом. К нынешнему времени мы имеем достаточно глубокий анализ по аммиаку, метанолу и водороду – прогнозные данные по их использованию флотом в среднесрочной перспективе, преимущества и недостатки с технологической и экономической точек зрения, международные и российские законотворческие инициативы в области морских перевозок, возможный экономический эффект. Помимо этого, мы сформировали понимание по потенциальной заинтересованности потребителей в использовании альтернативных видов топлива.
Безусловно, для становления рыночных сегментов, связанных с альтернативными энергоносителями для флота, требуется решение комплекса инфраструктурных и регулятивных вопросов. И готовы использовать свои возможности и компетенции, чтобы помогать развитию и внедрению безуглеродных технологий в бункеровке.
Надежда Малышева
Фото: ООО "Газпромнефть Марин Бункер"