- Главная
- Журнал «ПортНьюс»
- Журнал №4 (декабрь 2022)
- Найти, спасти и потушить
Найти, спасти и потушить
Морская спасательная служба России — одна из самых крупных профессиональных аварийно-спасательных служб мира. Ежедневно на дежурство заступают более сотни судов и около 400 спасателей. Корреспондент журнала «ПортНьюс» познакомилась с работой Азово-Черноморского филиала ФГБУ «Морская спасательная служба» и узнала, в каких спасательных операциях принимали участие специалисты подразделения, как обновляются флот и оснащение.
Сегодня в составе ФГБУ «Морская спасательная служба» (Морспасслужба) трудится более 3000 человек, работает специализированный флот различного назначения. Флот ведомства составляет более 300 судов, в их числе — суда ледового класса, крупные буксиры, суда-снабженцы, универсальные спасательные суда. На стапелях российских судоверфей для Морспасслужбы ведется строительство еще 22 судов различных модификаций.
В рамках плана развития Северного морского пути (СМП) к 2030 году для Морской спасательной службы за счет государственного финансирования планируется построить 16 судов ледового класса, в том числе три ледокола 18 МВт.
На морских бассейнах страны расположены девять филиалов Морспасслужбы. Наличие необходимого флота и оборудования позволяет специалистам ведомства выполнять различные задачи: оказать помощь терпящим бедствие судам, нефтяным платформам, организовать и провести поиск и спасение людей на воде, предотвратить экологическую катастрофу, связанную с разливом нефтепродуктов.
Южный берег под присмотром
В зоне ответственности Азово-Черноморского филиала Морской спасательной службы находится обширная территория: все Азово-Черноморское побережье, включая полуостров Крым. Для быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации на море и выполнения спасательных операций в Азово-Черноморском филиале числится более 50 единиц флота. «Мы отлично оснащены. Флот обновляется, модернизируется. Конечно, есть и возрастные суда. Например, «Водолаз‑14» 1960 года постройки. В 2021 году на нем установили новый двигатель, провели значительную реновацию корпуса, т. е. поддерживаем судно в хорошем техническом состоянии. Кроме того, для нужд Морспасслужбы сразу на нескольких российских верфях идет строительство новых судов», — рассказал директор филиала Дмитрий Бибиков.
В ближайшие два года в филиале рассчитывают получить четыре новые единицы флота. Это многофункциональное аварийно-спасательное судно мощностью 4 МВт «Спасатель Ильин» (срок поставки — конец 2022-го — начало 2023 года), катер-бонопостановщик «Николай Бурков» (конец 2022-го — начало 2023 года), водолазное судно «Георгий Артюхов» (2024 год), а также буксир-спасатель «Николай Семенченко» (конец 2022 года).
В январе 2022 года Азово-Черноморский филиал принял в эксплуатацию судно «Григорий Каштаков». Также в числе новых судов — многофункциональный буксир-спасатель «Бейсуг», который выполняет поставленные задачи в Арктическом регионе РФ.
Дело техники
Помимо флота, внимание уделяется и техническому оснащению. Так, в филиале создан отдел подводных телеуправляемых аппаратов, за работу которых отвечают четыре оператора-пилота. Это одно из наиболее перспективных направлений, т. к. аппараты могут погружаться на глубину и 300, и 3000 метров. При этом управление осуществляется дистанционно. Чаще всего такие аппараты используются на севере страны, например, при обслуживании нефте- и газодобывающих вышек. Один из аппаратов только что закончил работы на Черном море.
Есть в арсенале Морспасслужбы и беспилотные летательные аппараты. В Азово-Черноморском филиале их два. Один из них — отечественная разработка, способен переносить до 9,5 кг груза и имеет радиус действия до 30 км. Таким образом, летательный аппарат может доставить в зону крушения спасательный круг, жилет или буй, чтобы обозначить место.
Второй беспилотник — иностранного производства, оборудован обычной и тепловизионной камерами, что позволяет осуществлять поиск людей и судов, терпящих бедствие. Кроме того, с его помощью проводят разведку местности.
Обновляется и оборудование: боновые заграждения, скиммеры, нефтесборные системы, насосы и т. д. Соотношение импортного и отечественного оборудования пока составляет примерно 50 на 50. Между тем доля закупок у отечественных поставщиков постепенно возрастает, например, в части приобретения бонов и сорбентов.
Кроме того, на балансе филиала 32 единицы специализированного автотранспорта: грузовики с кранами-манипуляторами, грузопассажирский транспорт, вакуумные машины-водовозы.
Гордость филиала — собственная судоремонтная база, где ремонтируют как свой, так и сторонний флот. Есть специальная мобильная бригада, которая имеет возможность выехать на место и выполнить нужные работы. «У нас, по сути, свой судоремонтный завод, на котором работают 60 человек. Имеются все необходимые сертификаты, лицензии и документы, позволяющие выполнять работы под надзором Российского морского регистра судоходства и Российского классификационного общества», — пояснил главный инженер Владимир Пахомов.
По его словам, недавно был модернизирован токарный участок — приобретены специализированные станки, способные производить ремонты валов, а также изготавливать гребные валы длиной до 10 м и весом до 15 тонн. В наличии имеется единственный в южном регионе токарный станок, позволяющий производить шлифовку коленчатых валов. Также на территории филиала есть электроучасток, слесарная, столярная и механические мастерские.
«Такой подход позволяет оптимизировать производство. Сейчас бывают сложности с запчастями, у нас тут, по сути, импортозамещение, делаем многое сами», — заметил заместитель главного инженера по судоремонту Павел Сыпко.
Кадры решают все
В Азово-Черноморском филиале работает более 500 человек, в том числе 54 спасателя. С новыми кадрами помогает Государственный морской университет имени адмирала Ушакова, курсанты которого приходят на практику. Сотрудничают и с другими учебными заведениями — Новороссийска, Ростова-на-Дону, Астрахани, Керчи. При необходимости направляют своих специалистов в Москву, где расположен учебно-тренировочный центр Морспасслужбы.
В конце 2021 года пятеро спасателей Азово-Черноморского филиала (Антон Мурадьянц, Гамбик Асатурьян, Кирилл Викулов, Денис Николенко и Константин Кендигилян) были отмечены наградой Международной морской организации (IMO)«За исключительную храбрость на море». Такой чести специалисты удостоились за спасательную операцию, проведенную в Керченском проливе в прошлом году.
Напомним, на сухогрузе April перевозили груз, ферросилиций, который вследствие намокания и неправильного хранения стал выделять опасные для здоровья газы. Экипаж в полном составе был отравлен ядовитыми парами, один человек погиб. Кроме того, судно на якоре уже без экипажа начало самопроизвольно крениться и медленно погружаться кормовой частью в воду.
«Изначально было не совсем понятно, что же произошло с экипажем. Детали отравления узнали после исследования трюмов, машинного отделения и корпуса судна. Водолазы обнаружили трещину в корпусе судна, которую экипаж вероятно перед выходом в море заделал монтажной пеной и закрасил. Когда судно пошло через мелкобитый лед, краска и пена сошли, вода начала поступать внутрь», — вспоминает Антон Мурадьянц, принимавший участие в спасательной операции.
Спасатели филиала смогли не только эвакуировать людей с судна и обнаружить поврежденное место, но герметизировать его, откачать воду из машинного отделения, восстановить плавучесть судна.
В Азово-Черноморском филиале Морспасслужбы также имеется водолазная группа, состоящая из 19 высококвалифицированных специалистов своего дела: водолазов, мастеров водолазных работ, специалиста барокамеры и врача по водолазной медицине. В распоряжении водолазной группы находится передовое водолазное оборудование и снаряжение для проведения подводно-технических работ на глубинах до 60 м. Безопасность проведения водолазных работ обеспечивают современные водолазные суда, на борту которых размещаются водолазные комплексы с барокамерой, соответствующие международным стандартам.
Водолазы Морспасслужбы — универсальные специалисты, способные провести подводно-технические работы любой сложности: аварийно-спасательные работы в подводной части аварийного судна, обследования, обслуживания и ремонт судов на плаву, освидетельствования плавсредств под надзором классификационных обществ (Российский морской регистр судоходства, Российское классификационное общество, Lloyd's Register, RINA, DNV GL, ABS), гидротехнические работы, обследования дна и акваторий.
Из наиболее значимых работ 2021–2022 годов можно отметить: ремонт подводной части всасывающего трубопровода Ростовской АЭС, восстановление антикоррозийной защиты причала в порту Туапсе, капитальный ремонт оградительного мола порта Новороссийск, водолазные работы в рамках аварийно-спасательных работ на судах April, «Омский‑205», «ОС‑11», Lider Bulut, Ahmet Telli.
Водолазы Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы в любое время находятся в готовности к проведению подводно-технических работ, что позволяет ежегодно выполнять более 100 работ, многие из которых являются срочными и значимыми в плане безопасности мореплавания в морских акваториях Азово-Черноморского бассейна.
Спасти рядового моряка
У филиала есть специализированные суда, имеющие на борту оборудование для оказания помощи в тушении пожара. Например, МАСС «Спасатель Демидов» и морской буксир «Меркурий» несут дежурство в Керченском проливе. Из недавних случаев — летом 2022 года в районе порта Темрюк специалисты Морспасслужбы тушили пожар в машинном отделении турецкого теплохода Ahmet Telli. Экипаж самостоятельно справиться с возгоранием не смог.
Еще одно направление работы — судоподъем. Не так давно в Ростове-на-Дону во время ремонтных работ произошло затопление судна, остатки топлива, что были в машинном отделении, попали в реку Дон. Специалисты Морспасслужбы под руководством заместителя начальника аварийно-спасательного подразделения Дмитрия Лейко были направлены на место для ликвидации разлива и судоподъема.
Еще одна недавняя спасательная операция Азово-Черноморского филиала — оказание помощи сухогрузу Lider Bulut, севшему на мель у берегов порта Туапсе. По причине частичной неработоспособности судовой балластной системы, при перебалластировке, судно потеряло остойчивость, получило чрезмерный крен, вследствие чего началось поступление забортной воды во внутренние судовые помещения, что, в свою очередь, могло привести к опрокидыванию судна. Капитан был вынужден направить судно на песчаный берег, чтобы посадить судно на грунт и предотвратить его затопление. Специалисты Азово-Черноморского филиала смогли откачать забортную воду из машинного отделения, служебных помещений и коффердамов, вместе с экипажем восстановить работоспособность балластной системы, вернуть судну остойчивость, снять с мели и поставить на якорь в прибрежной зоне для проведения тщательного расследования. Во время всей спасательной операции безопасность аварийного судна обеспечивал МАСС «Спасатель Демидов». В итоге судно самостоятельно отправилось на ремонт в турецкий порт.
Нефть на разлив
В 2022 году специалисты филиала отмечают сокращение количества нефтеразливов, на данный момент зафиксировано 12 аварий. Для сравнения: в прошлом году их было 30. «Речь именно о тех разливах, о которых нам сообщают и мы на них реагируем. Один из наиболее проблемных участков, требующий повышенного внимания, — река Дон, которая частично входит в зону нашей ответственности, т. к. на ней расположен морской порт Ростов-на-Дону. Из-за того, что вдоль берега расположен как частный, так и производственный сектор, постоянно происходит загрязнение акватории, в том числе и нефтепродуктами. Был даже случай, когда автотранспортное средство съехало с дороги в реку и последовал нефтеразлив», — рассказал начальник аварийно-спасательного подразделения Азово-Черноморского филиала Антон Мурадьянц.
Кроме того, в период с 2021 по 2022 годы в границах ответственности филиала были ликвидированы два пожара, произведены тринадцать медицинских эвакуаций и одна операция по спасению человека из воды, это не считая мелких чрезвычайных ситуаций, которыми полна деятельность спасателей.
Специалисты Азово-Черноморского филиала и других подразделений ФГБУ «Морспасслужба» оперативно реагируют на любые чрезвычайные ситуации на море и имеют возможность выполнять различные по степени сложности спасательные операции, являясь надежным и ответственным партнером для морской индустрии.