- Главная
- Журнал «ПортНьюс»
- Журнал №1 (2022)
- Катамаран против нефти
Катамаран против нефти
В морском порту Новороссийск ввели в эксплуатацию два новейших судна обеспечения экологической безопасности. Нефтемусоросборные суда построены по заказу компании «Экспресс Сервис» в 2021 году на китайских верфях.
Одно судно (НМС‑1) останется на балансе предприятия ООО «Экспресс Сервис» и будет работать в порту Новороссийск. Второе (переименовано в «Григорий Каштаков») — передано Морспасслужбе. Ожидается, что оно будет обеспечивать экологическую безопасность в порту Тамань.
Как рассказал генеральный директор ООО «Экспресс Сервис» Юрий Русскин, новые суда могут выполнять те же операции, что и другие. Однако делают они это в большем объеме и более автономно.
«Если взять классическую схему ликвидации нефтеразлива, то подразумевается использование боновых заграждений. Для этих целей нужны два судна: то, которое собирает нефтепродукты, и второе, которое задействуют в расстановке бонов. Наши же новые суда — самодостаточные. Имеют корпус в виде катамарана, и нефтепродукты собираются между корпусами судна. Таким образом все происходит более оперативно», — пояснил Юрий Русскин.
Кроме того, если боновые заграждения используют, как правило, при 2–3 баллах, то новые суда могут работать при волнении моря до 6 баллов. При этом на обоих судах есть и сами боны — два по 200 м. Их можно будет использовать дополнительно.
«Побережье Черного моря буквально усыпано водоохранными и санаторными зонами, заповедниками. Поэтому любой разлив может иметь серьезные последствия для этой уникальной природы. Такие суда — это новая веха, очень важно, что работать они будут именно здесь», — считает заместитель руководителя АМП Черного моря Олег Зуйков.
Проект новых судов разработали китайские инженеры согласно техническому заданию от «Экспресс Сервис». Построить все удалось за год, однако из-за пандемии отправка флота в Россию задержалась на полгода.
Длина одного судна — 34,5 м, ширина — 11 м. Осадка в 2,5 м позволяет заходить в небольшие акватории и устьевые порты. Судно имеет запас хода в 500 миль или 60 часов, т. е. спокойно может пересечь Черное море без всякой дозаправки. Работает на судне экипаж из шести человек. Такого количества людей достаточно, чтобы развернуть все нефтесборные системы и управлять судном. Находиться НМС‑1 в основном будет на рейде для обеспечения безопасности бункеровочных операций.
«Эти суда очень подходят для решения тех задач, которые периодически возникают в порту Новороссийск. К тому же они соответствуют 523‑у приказу Минтранса России в части требований к оборудованию по ликвидации разлива нефти. Думаю, что справятся новые суда на 100%», —считает капитан порта Новороссийск Станислав Урюпин.
По словам Станислава Урюпина, в Новороссийске есть суда, которые могут собирать мусор и нефтепродукты на ходу, однако новый флот может делать это значительно быстрее и эффективнее. Кроме того, оба судна обладают хорошими мореходными качествами, что дает им фору в выполнении поставленных задач, особенно — в случае неприятных погодных условий.
«Обеспечением аварийно-спасательной готовности для операций с нефтью и нефтепродуктами в порту Новороссийск занимаются пять компаний. Если оценивать оснащенность порта техническим флотом в целом, то исходя из того количества судозаходов и грузооборота, что мы имеем на данный момент, дефицита нет. Более того, группировка порта Новороссийск также осуществляет деятельность за пределами порта в случае необходимости. Конечно, часть судов имеет солидный возраст, хотя и удовлетворяет всем действующим требованиям. При этом современное поколение предпринимателей понимает, что без дальнейшего пополнения флота двигаться нельзя. Приятно, что новые нефтемусоросборные суда стали первой такой ласточкой в обновлении», — пояснил Станислав Урюпин.
ООО «Экспресс Сервис» создано более 10 лет назад, три года назад учреждено профессиональное аварийно-спасательное формирование. Всего на балансе компании «Экспресс Сервис» сейчас четыре единицы флота. Помимо нового судна, получившего название НМС‑1, это танкер «Фотон», а также буксир «Деловой‑5» и теплоход «Владимир Кулешов» — оба принимают участие в разворачивании бонов.
Кристина Ткачева