- Главная
- Журнал «ПортНьюс»
- Журнал №1 (2022)
- Потенциал рек подлежит развитию
Потенциал рек подлежит развитию
Динамика роста объема перевозок по российским рекам пока не отвечает стратегическим задачам отечественной экономики. Большой потенциал речного судоходства удастся эффективно использовать после завершения ключевых инфраструктурных проектов.
Объем перевозки грузов по внутренним водным путям (ВВП) России за 2021 год вырос на 1,2%, по сравнению с итогами 2020 года, — до 110,28 млн тонн. По данным Росстата, во внутреннем сообщении перевозки выросли на 2,8% — до 80,6 млн тонн, в заграничном сократились на 3% — до 29,66 млн тонн. В рамках Северного завоза по итогам прошлого года доставлено почти на 4% меньше грузов, чем годом ранее, — 17 млн тонн. Пассажиров в прошлом году речники перевезли на 11,5% больше, чем в первый год пандемии, — 8,61 млн чел.
Однако потенциал российских ВВП пока используется не в полном объеме, что подтвердила и проверка Счетной палаты. «Эксплуатируемая сеть внутренних водных путей в России составляет почти 102 тыс. км и проходит вдоль 60 субъектов страны. При этом непосредственно на речной транспорт приходится всего около 2% общего грузооборота. Одна из причин низких объемов речных перевозок — ухудшение качественных параметров внутренних водных путей, в том числе на участках Единой глубоководной системы европейской части России, соединяющей Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря. Для комплексного решения этой проблемы предусматривалась реализация крупных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе планировалось построить два гидроузла — Нижегородский на Волге и Багаевский на Дону. Однако эти проекты не были завершены», — сообщил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.
Так, проект по Нижегородскому гидроузлу не прошел государственную экспертизу, госконтракт на его строительство был расторгнут, а компания-проектировщик признана банкротом. По Багаевскому гидроузлу не были выполнены в срок подготовительные работы, что привело к удорожанию проекта и переносу срока его реализации. Кроме того, не реализован ряд комплексных проектов реконструкции гидроузлов.