№1 (2022)   |   Логистика

Фрахтовый шторм

Прошедший 2021 год стал поистине шоковым с точки зрения логистики и ставок фрахта. Столь резких скачков и неожиданных изменений логистических схем, пожалуй, до этого не было. Станет ли новый 2022 год периодом стабилизации?

Контейнеры

Наиболее драматические изменения происходили в сегменте контейнерных перевозок. Так, Индекс контейнерного фрахта Китая (China containerized freight index), отображающий уровень ставок фрахта для контейнерных перевозок из Китая в Европу, с осени 2020 года по осень 2021 года взлетел примерно в четыре раза, превысив 5500 пунктов. Хотя в конце 2021 года он скорректировался до чуть более 5000 пунктов, это все равно в пять раз больше средних показателей за последние пять допандемийных лет. На направлении к США индекс также вырос, причем в пять раз, примерно до 2500 пунктов — и особенной коррекции здесь пока даже не видно.

Пандемия стала подарком для контейнерных перевозчиков. Люди, лишившись возможности путешествовать, сэкономленные средства пустили на покупку товаров народного потребления, которые перевозятся в контейнерах.

Тем не менее для грузоотправителей в начале 2022 года забрезжил луч надежды. В соответствии с индексом судоходства Xeneta, который основан на данных, полученных от ведущих мировых грузоотправителей, ставки контейнерных морских перевозок по долгосрочным контрактам упали на 3,6% в январе. Впрочем, несмотря на это, ставки по долгосрочным контрактам выросли на 98,1% в годовом исчислении. То есть рынок по-прежнему остается рынком перевозчика.

«Логистическая цепочка остается напряженной, — комментирует генеральный директор Xeneta Патрик Берглунд, — спрос превышает предложение, перегруженность портов, нехватка оборудования и продолжающаяся пандемия, влияющая на ключевые мировые отрасли. Это ставит перевозчиков в положение, когда они могут диктовать условия более мелким грузоотправителям — за счет повышения тарифов и ограничения доступности — в то же время вылавливая более крупную «рыбу» по выгодным ценам. В результате большое число клиентов вынуждены переходить на спотовые ставки и, не имея альтернативы, глубоко засовывать руки в карманы, которые пустеют».



Партнеры номера