- Главная
- Журнал «ПортНьюс»
- Журнал №1 (2021)
- Подводные помощники для шельфа
Подводные помощники для шельфа
Компаниям, осваивающим месторождения континентального шельфа России, требуются услуги сервисных организаций для проведения подводно-технических работ. Для их выполнения необходима специальная техника: подводные телеуправляемые необитаемые аппараты, навесное оборудование, программное обеспечение. Этот запрос стал особенно актуален после запрета на поставку в Россию такого оборудования из-за рубежа.
О специфике разработки морских месторождений и эксплуатации подводных объектов добычи на проведенном «ПортНьюс» конгрессе «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» рассказал начальник отдела организации подводно-технических работ ПАО «Газпром» Евгений Подоляко.
На всех этапах освоения шельфового месторождения — при поиске, разведке, инженерных изысканиях, монтаже и ликвидации оборудования, эксплуатации скважин и объектов добычи, а также при транспортировке углеводородов — проводится большой объем подводно-технических работ.
Особенно много их выполняется на стадии обустройства. С 2014 года ПАО «Газпром» эксплуатирует одно морское месторождение с системой подводной добычи — Киринское ГКМ на шельфе Сахалина. Как уточнил Евгений Подоляко, при его обустройстве газосборные коллекторы (трубопровод, по которому доставляется скважинная продукция от подводных объектов добычи на берег — на установку подготовки газа) заглублялись в грунт от уреза воды до 30‑метровой изобаты не менее чем на 3,2 м. На такой глубине трубопроводы защищены от повреждений ледовыми образованиями в зимний период. Внутрипромысловые трубопроводы-шлейфы и шлангокабели также были заглублены в грунт на всей протяженности не менее чем на один метр.
Подводное устьевое оборудование также оснащено защитными конструкциями, чтобы не допустить повреждения подводных объектов траловым оборудованием, якорными
устройствами, падающими предметами. Называя перспективные морские проекты, Евгений Подоляко обратил внимание на месторождение Каменномысское-море в Обской губе. Его проектирование уже завершено. Ввиду малых глубин (до 15 м) и, как следствие, высоких рисков повреждения подводных объектов ледовыми образованиями (стамухами) в период ледостава промысловые трубопроводы-шлейфы и кабели здесь будут заглублены в грунт на всей протяженности не менее чем на 4 м, а на некоторых участках еще глубже.
«В этом проекте мы столкнулись с технологическим вызовом. Нужно определить способ заглубления подводных трубопроводов и кабелей. В настоящее время рассматриваются две технологии. Первая — траншейная прокладка (традиционный способ), т. е. укладка трубопровода трубоукладочной баржей в предварительно разработанную траншею с последующей обратной засыпкой ранее извлеченным грунтом из подводных отвалов.
Вторая — «подсадка» (заглубление) предварительно уложенного на грунт трубопровода с применением трубозаглубительной баржи и средств подводной робототехники.
Однако сейчас ни в одной компании нет технических средств для проведения такого заглубления трубопроводов. В настоящее время ведутся переговоры. Оба способа обладают своими преимуществами и недостатками», — пояснил Евгений Подоляко.
Кроме этого, «Газпромом», в соответствии с требованиями регламентов, проводятся подводно-технические работы по диагностике, техническому обслуживанию морских объектов добычи Киринского ГКМ.
В частности, в соответствии с лицензионными обязательствами, «Газпром» регулярно проводит подводное обследование более 70 устьев скважин в различных морях: Охотском, Баренцевом, Карском (в т. ч. в Обско-Тазовской губе) на предмет определения их технического состояния и выявления источников загрязнения окружающей среды. Результаты обследований направляются в надзорные органы.
СТАВКА НА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
Для выполнения подводно-технических работ на морских трубопроводах в прибрежной части используется труд водолазов. В остальных случаях применяются необитаемые подводные аппараты. По мере увеличения количества морских месторождений и периода их эксплуатации будет возрастать и потребность в технике для обследования подводного добычного оборудования.
Как показывает мировой опыт, чаще всего ремонтировать оборудование приходится в первые пять лет после его ввода в эксплуатацию и в последние 5–7 лет проектного срока службы (до вывода из эксплуатации). В эти периоды операционные расходы на поддержание работоспособности ПДК наиболее высоки.
В случае последовательного ввода нескольких месторождений в эксплуатацию период интенсивного технического обслуживания и ремонта будет продолжительным.
В связи с этим, потребность в плавтехсредствах, телеуправляемых необитаемых подводных аппаратах (ТНПА), специализированном оборудовании у компаний, добывающих ресурсы на шельфе, будет только возрастать. В «Газпроме» подсчитали, сколько телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов потребуется привлекать для использования в проектах компании до 2035 года. Так, в 2020–2021 годах из-за работ по подключению ранее построенных скважин на Киринском месторождении количество такой техники увеличилось.
«Мы понимаем, что имеющихся в России подводных аппаратов нам будет в скором времени недостаточно, планируется работа по изменению ситуации», — рассказал Евгеий Подоляко.
Однако задача пополнения парка подводных аппаратов сервисных компаний российского рынка для проведения подводно-технических работ усложняется санкционными ограничениями. В частности, по имеющейся информации, еще несколько лет назад возникли сложности с закупкой таких аппаратов, навесного оборудования и запасных частей к ним: в 2019 году Великобритания ввела запрет на ввоз в Россию подводных аппаратов как оборудования двойного назначения, программного обеспечения и соответствующих технологий. Так как это оборудование пока является безальтернативным, то при реализации проектов по обустройству морских месторождений возникают дополнительные риски.
Это создает дополнительные сложности, учитывая планы по обустройству морских месторождений «Газпрома», предусматривающие значительное увеличение работ с применением ТНПА.
Одно из возможных решений задачи — создание отечественных подводных аппаратов. Такие аппараты нужны и будут востребованы всеми отечественными добывающими компаниями, а также в других отраслях. Это задача государственного масштаба, и поэтому решать ее необходимо на уровне правительства страны. Сейчас рассматривается возможность проведения данных НИОКР с привлечением государственных средств. В свою очередь, «Газпром» уже ведет разработку предложений для возможных опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию отечественного ТНПА рабочего класса.
По словам Евгения Подоляко, у российских предприятий, в том числе входящих в ОСК, есть соответствующие компетенции для проведения необходимых НИОКР по созданию таких аппаратов. Специалисты «Газпрома» проводят технические консультации, делятся с коллегами экспертными оценками, формулируют требования к такой технике для ее применения на подводных объектах добычи углеводородов.
Также компанией инициирована работа по созданию судна для выполнения диагностики, технического обслуживания и ремонта объектов подводной добычи. Разработан эскизный проект многофункционального ледокольного судна (МФЛС) для работы в арктических условиях, которое планируется построить к концу 2025 года.
При разработке морских месторождений «Газпром» применяет современные технологии подводно-технических работ и наращивает соответствующие компетенции. В частности, в 2016 году впервые в России был применен детальный метод ACFM (alternative current frequency measurement) поиска трещин в металле сквозь изоляционное покрытие.
Также в прошлом году завершена разработка аванпроекта отечественного роботизированного комплекса для выполнения работ по диагностике технического состояния оборудования подводной добычи, включая мониторинг загрязнения водной среды углеводородами, в ледовых условиях на морских месторождениях «Газпрома». То есть разработаны технические предложения по созданию постоянно размещаемого на морском дне комплекса, состоящего из подводных необитаемых аппаратов и станций базирования с системами подводной навигации и стыковки. Такой комплекс позволит в круглогодичном режиме, в том числе подо льдом, обеспечивать эксплуатирующую организацию информацией о состоянии подводного оборудования. Эти предложения могут стать основой опытно-конструкторских работ.
В компании разработан нормативно-корпоративный документ «Организация и выполнение работ на морских лицензионных участках ПАО «Газпром» с применением телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов. Общие положения» — с целью регулирования деятельности в области применения подводных аппаратов на объектах добычи и повышения качества выполнения подводно-технических работ. В 2021 году данный документ планируется ввести в действие. §
Татьяна Вильде