- Главная
- Журнал «ПортНьюс»
- Журнал №1 (2021)
- Атомная мощь для Арктики
Атомная мощь для Арктики
Россия усиливает ледокольную группировку на Северном морском пути. В 2020 году в состав атомного флота вошел самый мощный на данный момент ледокол проекта 22220 «Арктика». Одновременно на верфи СК «Звезда» началось строительство головного ледокола проекта 10510 «Лидер». Его суммарная мощность составит 120 МВт — вдвое больше, чем у «Арктики».
В Мурманске 21 октября 2020 года состоялась церемония подписания акта приема-передачи головного универсального атомного ледокола «Арктика» проекта 22220. Подписи под актом приема-передачи поставили генеральный директор АО «Балтийский завод» Алексей Кадилов и генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.
На ледоколе в присутствии главы российского правительства Михаила Мишустина поднят государственный флаг РФ. Глава правительства отметил, что строительство ледокола «потребовало больших усилий, тем более что первый этап совпал с введением антироссийских санкций, но, несмотря на это, ледокол построен, что очень важно, на российской верфи — на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге».
Судно, заложенное в ноябре 2013 года на Балтийском заводе, было спущено на воду в июне 2016 года. Реализация проекта потребовала концентрации интеллектуальных и производственных возможностей многих отечественных компаний и организаций.
Технический проект атомохода был разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Ледокол оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки нового поколения «РИТМ‑200» мощностью 175 МВт, специально разработанной для этого судна.
«РИТМ‑200» — инновационная, не имеющая зарубежных аналогов и полностью отечественная разработка «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород, входит в состав АО «Атомэнергомаш»). Это двухреакторная установка с реакторами тепловой мощностью 175 мегаватт каждый. «РИТМ‑200» почти в два раза легче и компактнее, соответственно, дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а следовательно — экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем (интегральная компоновка).
«Это еще одно подтверждение больших возможностей российских ученых и специалистов в атомном судостроении. Развитие парка ледоколов позволит в полной мере раскрыть транспортный потенциал Северного морского пути (СМП), усилить деятельность международного бизнеса в новом транзитном коридоре между Европой и Азией. И, конечно, обеспечит первенство России в Арктике, стратегически важном для нас регионе», — подчеркнул Михаил Мишустин.
«Уникальный по своим характеристикам атомный ледокол стал флагманским судном «Атомфлота» госкорпорации «Росатом». По дороге сюда ледокол прошел четыре моря — Балтийское, Северное, Норвежское и Баренцево. Соблюдая преемственность, достиг географической точки Северного полюса», — отметил глава Росатома Алексей Лихачев на церемонии. Он добавил, что атомоход «Арктика» «ожидает большая и серьезная работа по развитию СМП».
На данный момент «Арктика» — самый большой и мощный атомный ледокол в мире. Атомоход предназначен для самостоятельной проводки судов, в том числе крупнотоннажных, лидирования караванов в западном районе Арктики. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек, в частности на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы. В ноябре 2020 года ледокол «Арктика» начал работать в акватории СМП.
На Балтийском заводе готовятся к сдаче еще два ледокола — «Сибирь» и «Урал». В 2020 году заложены ледоколы «Якутия» и «Чукотка». На верфи СК «Звезда» (Большой Камень, Приморский край) летом прошлого года началось строительство головного ледокола «Россия» проекта 10510 «Лидер». Строящийся атомный гигант будет работать на двух реакторных установках «РИТМ‑400» (разработка «ОКБМ Африкантов»), в 1,8 раз более мощных в сравнении с реакторами «РИТМ‑200», созданными для универсальных ледоколов проекта 22220.
По информации пресс-службы Росатома, в январе 2021 года специалисты ВНИИНМ им. А. А. Бочвара (АО «ВНИИНМ», предприятие топливной компании Росатома «ТВЭЛ») завершили разработку элементной базы для активной зоны реакторной установки сверхмощного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер».
«Топлива «Лидеру» понадобится в 1,4 раза больше, чем «Арктике», поэтому количество твэлов было увеличено. Кроме того, в отличие от установок «РИТМ‑200», реакторы «РИТМ‑400» будут иметь не кассетную зону с набором шестигранных топливных сборок с цилиндрическими твэлами и дистанционирующими решетками, а канальную зону с набором цилиндрических топливных сборок с самодистанционирующимися твэлами сложного профиля», — пояснил директор научно-исследовательского твэльнотопливного отделения АО «ВНИИНМ» Геннадий Кулаков.
Суммарная мощность ледокола следующего поколения составит 120 МВт, что позволит судну преодолевать льды толщиной до 4 м. Атомоход будет способен прокладывать канал шириной около 50 м. Он обеспечит круглогодичную проводку крупнотоннажных судов по всей акватории Северного морского пути.
Как отметил в ходе Х международного форума «Арктика: настоящее и будущее» заместитель министра промышленности и торговли России Алексей Беспрозванных, три атомных ледокола проекта «Лидер» введут в эксплуатацию в 2027–2032 годах. По его словам, головное судно проекта должно быть введено в эксплуатацию в декабре 2027 года. Еще два ледокола планируется заложить в 2023 и 2025 годах и ввести в эксплуатацию в 2030 и 2032 году, соответственно.
Новые атомоходы существенно усилят ледокольную группировку и заместят выбывающие суда. В настоящее время ФГУП «Атомфлот» оперирует флотом из пяти ледоколов для проводки судов по СМП: это универсальный ледокол «Арктика» 60 МВт, два судна проекта 10521 «50 лет Победы» и «Ямал» — и менее мощные «Таймыр» и «Вайгач». Кроме того, в составе флота предприятия — портовый флот, работающий в порту Сабетта. Он состоит из четырех буксиров и портового ледокола «Обь». Также в составе флота — атомный лихтеровоз «Севморпуть», находящийся сегодня на ремонте в Санкт-Петербурге.
Строительство ледокольного флота необходимо для выполнения государственной задачи по увеличению грузооборота по СМП до 80 млн тонн к 2024 году и периода навигации по нему до круглогодичного.
«Россия занимается строительством самого мощного в мире ледокольного флота, в том числе таких гигантов, как «Лидер», которых еще никогда никто не строил. <…> В самое ближайшее время, в ближайшие годы движение по Северному морскому пути может стать круглогодичным, так наверняка оно и будет», — сказал президент РФ Владимир Путин на заседании попечительского совета Русского географического общества. §
Татьяна Вильде