- Главная
- Журнал «ПортНьюс»
- Журнал №1 (2021)
- Звездный путь
Звездный путь
Центр судоремонта «Звездочка» известен как предприятие, выполняющее ремонт и модернизацию кораблей российского подводного и надводного лота. Между тем в портфеле заказов верфи растет доля гражданской продукции. Генеральный директор АО «Центр судоремонта «Звездочка» Сергей Маричев рассказал «ПортНьюс» об участии верфи в гражданских судостроительных проектах.
— Сергей Юрьевич, «Звездочка» участвует в строительстве платформы для проекта «Каменномысское-море». Расскажите об особенностях вашего участия в этом проекте.
— Заказчик некоторое время искал различные варианты выполнения проекта постройки ледостойкой стационарной платформы ЛСП «А» — от схемы строительства и сдачи под ключ лишь силами предприятий в Северодвинске до создания этого масштабного и технологически сложного объекта по принципу распределения верфей.
В результате всех сомнений остановились на последнем варианте. Думается, к такому выводу заказчик пришел после того, как взвесил все за и против, учел риски и время, которое понадобится на постройку. По решению заказчика — «Красноярскгазпром нефтегазпроект», опорное основаниебудет построено на трех площадках. Участие примут судостроители Астрахани, Калининграда и Северодвинска. «Звездочка» будет в данном случае действовать в кооперации с «Севмашем». Наши коллеги летом прошлого года приступили к формированию секций до 100 тонн, которые по воде переправят на наш берег. Во второй очереди главного стапельного из них будут собраны четыре строительных подблока, которые, в свою очередь, будут объединены в строительно-монтажную единицу. Работы по монтажу и последующему насыщению оборудованием и системами начались в прошлом году.
В итоге данная внушительная конструкция габаритами 139×23×17 м с внутренним насыщением оборудованием и трубопроводами будет выведена в акваторию предприятия и готова к отправке в Калининград, где все три блока будут соединены в завершенное опорное основание. Решение, кто будет проводить транспортировку, остается за заказчиком.
Службы и цеха-исполнители, в первую очередь корпусозаготовительное и корпусосборочное производства, трубо- и механомонтажники, ведут сборку блоков в секцию на нашей оборудованной площадке. Это для нас играет положительную роль, т. к. позволяет нагрузить корпусные цеха.
Несмотря на масштабность этого заказа, никто не отменял выполнения нами контрактных обязательств в рамках гособоронзаказа. И здесь мы за счет этого и других заказов следуем в русле исполнения поручений президента России о приведении в портфеле заказов соотношения гражданской и военной продукции к показателю 50/50.
— Ваше предприятие изготавливает гребные винты. Насколько стоимость изготовления и сроки отличаются от зарубежных аналогов? Планируется ли наращивание производства винтов?
— «Звездочка», имея в своем составе специализированный центр пропульсивных систем, является, по сути, уникальным предприятием в России по производству гребных винтов. В течение последних десятилетий винтообрабатывающим производством освоено изготовление широкой линейки винтов из различных материалов, различного назначения и размера. Это достигается высокой квалификацией специалистов вкупе с современным техническим оснащением производства. Но отсутствие крупносерийного производства оборачивается повышением стоимости продукции. В 2020 году отгружен последний комплект винтов для газовозов серии «Ямал», строящихся в Южной Корее. В общей сложности заказчик получил более 40 винтов.
На международном уровне «Звездочка» благодаря взвешенной маркетинговой политике и технической готовности обеспечивает конкурентоспособные цены, сроки и качество гребных винтов, как на российском, так и на зарубежном рынке. Недаром ряд иностранных компаний более двадцати лет заказывал и, несмотря на санкции, продолжает заказывать винты у нас, расширяя тем самым географию поставок гребных винтов с брендом «Звездочки».
Конструкторы и технологи Центра пропульсивных систем постоянно работают над соответствием гребных винтов самым высоким стандартам качества, что позволяет нам оставаться ведущим российским предприятием в отрасли, не уступая крупнейшим игрокам мирового уровня.
— Производит ли «Звездочка» другое судовое комплектующее оборудование? Есть ли планы расширенияноменклатуры?
— Помимо гребных винтов, Центром пропульсивных систем освоено производство целой линейки движительных комплексов. Это подразделение в структуре нашего предприятия обеспечивает проектирование, производство, испытание и сервисное обслуживание такого оборудования. За плечами конструкторского отдела ЦПС сотни проектов гребных винтов, десятки движительно-рулевых колонок, подруливающих устройств и валолиний.
Специалисты проектно-конструкторского бюро плотно работают с ведущими проектантами судов и кораблей. Традиционно специализируясь на винтах ледового класса, мы развиваем, например, сотрудничество с ЦКБ «Айсберг» и разрабатываем рабочую конструкторскую документацию валопровода атомного ледокола типа «Лидер» проекта 10510. В этом же ряду можно упомянуть работу с ЦКБ «Балтсудопроект».
В планах «Звездочки» разработка подруливающего устройства по отдельному спецпроекту. Сегодня конструкторское бюро ЦПС в состоянии осуществить любой комплекс расчетов по пропульсивным системам, технические и рабочие проекты, как целиком, так и их часть. На наших производственных мощностях уже серийно изготавливаются ДРК мощностью от 2000 до 3000 кВт и от 4000 до 5000 кВт.
Движительно-рулевыми колонками и подруливающими устройствами производства «Звездочки» оснащаются суда различных классов, строящиеся на верфях по всей стране: морские буксиры, кабелеукладчики, танкеры, ледоколы, суда-снабженцы и многие другие. Разумеется, устанавливаем ДРК нашего производства и на суда собственной постройки. В частности, ДРК мощностью 2400 кВт заменили применяемые ранее винто-рулевые колонки компании Rolls-Royсe на судах проекта 20180, серийно строящихся на «Звездочке».
Помимо изготовления, специалисты ЦПС осуществляют техническую поддержку и сервисное обслуживание поставленного оборудования на протяжении всего жизненного цикла, в том числе гребных винтов, проходящих ремонт и освидетельствование на верфях Южной Кореи, Сингапура, Швеции, Багамских островов, Финляндии, Норвегии, Италии, Польши, Нидерландов, Японии и др.
Признанием качества продукции стал диплом лауреата национальной премии в области импортозамещения «Приоритет‑2019» за создание движительно-рулевой колонкиДРК4500Н, которая также вошла в перечень «100 лучших товаров России».
— Расскажите, пожалуйста, о деятельности филиала предприятия — НПО «Винт»: интересуют его новые разработки и их применение в судостроении.
— НПО «Винт» является головным филиалом «Звездочки». С вхождением его в 2007 году в состав Центра судоремонта наряду с «Опытным заводом «Вега» из Боровска был создан мощный перспективный комплекс по проектированию и изготовлению пропульсивных систем. Благодаря синхронной работе и пониманию вектора развития данной техники обеспечивается полный цикл создания «пропульси», от научно-исследовательских работ и проектирования до изготовления опытных и далее поставочных, в том числе серийных, образцов, их гарантийного обслуживания и ремонта.
В порядке импортозамещения НПО «Винт» расширяет типоразмерный ряд движительно-рулевых колонок, к настоящему времени предприятием создана движительно-рулевая колонка мощностью 1200 кВт (ДРК1200), предназначенная для применения на судах смешанного река-море плавания. Причем при проектировании ДРК учтен не только собственный опыт разработки средств активного управления судами, но и результаты анализа аналогичных изделий лучших мировых производителей. Отработка и оптимизация гидродинамических обводов ДРК выполнены совместно с «Крыловским центром», что позволило добиться максимальной пропульсивной эффективности движителя.
Разработка прошла полный комплекс испытаний, включая испытания в натурных условиях на номинальную нагрузку в большом опытовом бассейне филиала «Вега», и сертифицирована российскими морским и речным регистрами. С 2020 года НПО «Винт» готово к серийному изготовлению этой колонки и может обеспечить поставку изделий на строящиеся суда смешанного река-море плавания.
Еще одним динамично развивающимся направлением деятельности НПО «Винт» является осуществление комплексных поставок пропульсивного оборудования. Предприятие выступает интегратором отечественного судового оборудования, выстраивает кооперационные связи с производителями двигателей, редукторов, уплотнений, а также электрооборудования. Правильный подход к выбору оптимального пропульсивного комплекса (двигатель — движитель) может существенно снизить уровень эксплуатационных затрат судовладельца, определяемых расходом топлива, стоимостью технического обслуживания и ремонта. Кроме того, проектанту и заводу-строителю судна всегда удобнее работать с одним поставщиком, отвечающим за весь пропульсивный комплекс в целом.
Принимая во внимание ужесточение экологических требований к морской технике, НПО «Винт» выполняются работы по внедрению систем электродвижения, в первую очередь в области подводной робототехники, а также прорабатываются пропульсивные комплексы с двухтопливными главными двигателями, работающими на природном газе.
Помимо этого, предприятием активно развивается тематика водометных движителей, применяемых в том числе на маломерных прогулочных судах. Разрабатываются новые типоразмеры водометов, а при изготовлении их элементов применяются высокотехнологичные методы производства: высокоточное литье, обработка на многокоординатных центрах, аддитивные методы производства и пр.
— На графике выполнения заказов сказываются внешние санкции, есть ли отставание по срокам, за счет каких ресурсов решается данная проблема?
— Центр судоремонта под санкциями ряда зарубежных государств находится уже пять лет. Достаточный срок для того, чтобы привыкнуть жить в этой новой парадигме. Тему санкций для «Звездочки» следует рассматривать в двух аспектах: выполнение работ в рамках гособоронзаказа — ремонт и модернизация кораблей российского подводного и надводного флота — и строительство новой техники, в том числе гражданской.
По первому аспекту санкции никоим образом не повлияли на ход выполнения контрактных обязательств, во втором случае нам пришлось плотно войти в программу импортозамещения. При строительстве судов спецназначения на основе базового проекта 20180 с введением санкционной политики некоторые иностранные производители оборудования вынуждены были отказаться от проведения пуско-наладочных работ своей техники и гарантийных обязательств. Частично эту неожиданную проблему мы решили, самостоятельно обеспечив ввод в строй зарубежного оборудования, его испытания и сдачу заказов.
Основная нагрузка последствия санкций легла, в первую очередь, на проектанта — ЦМКБ «Алмаз». Ему пришлось перерабатывать большую часть документации под текущие реалии, искать аналоги оборудования, заниматься перепланировкой помещений, магистралей трубопроводов и энергосхем в уже построенных корпусах судов. Это неизбежно вызывало задержки в графиках постройки, мы понимали, что уйдем вправо. Удачное «обновление» изначальных проектов в части импортозамещения и решения по вводу в строй уже установленных систем и оборудования позволили нам успешно передать заказчику морской транспорт вооружения «Академик Ковалев», а следом океанографическое исследовательское судно «Академик Александров».
Программа импортозамещения способствовала ускорению разработок отечественных производителей оборудования, особенно сложного, современного, высокотехнологичного. «Звездочка» приняла в этом самое активное участие. §
Альберт Свинтицки