- Главная
- Журнал «ПортНьюс»
- Журнал №1 (2021)
- Аварийно-спасательное имортозамещение
Аварийно-спасательное имортозамещение
В 2020 году впервые в истории современной России спроектированы и произведены самовосста навливающиеся аварийно-спасательные стеклопластиковые шлюпки. Организация серийного производства таких шлюпок позволит снизить долю иностранных поставок в данном сегменте до 30% к 2026 году.
Обеспечение безопасности мореплавания является одной из основных задач, стоящих перед государством, судостроителями, проектантами и эксплуатантами судов и объектов морской техники. Несмотря на конструктивное совершенствование продукции судостроения, статистика чрезвычайных происшествий на море до сих пор не обходится без человеческих жертв.
Согласно данным Госморречнадзора, в 2020 году на водном транспорте произошла 31 авария, что на 22 аварии (41,5%) меньше, чем годом ранее. В результате в прошлом году погибли семь человек, и один человек получил тяжкие телесные повреждения, в 2019 году 19 человек погибло, четыре человека получили тяжкие телесные повреждения.
Аварийно-спасательные средства остаются востребованы. При этом на протяжении последних нескольких десятилетий суда укомплектовывались преимущественно иностранной аварийно-спасательной техникой: шлюпками, спасательными плотами, эвакуационными системами (Viking, Survitec, китайских компаний).
Между тем в России есть научно-технический задел в данной сфере. С 1980‑х годов после вступления в силу СОЛАС‑74 в Советском Союзе активно велись работы по созданию нового поколения спасательных шлюпок, отвечающих требованиям данной конвенции, для замены серийно выпускавшихся алюминиевых и пластмассовых шлюпок, устанавливаемых на суда в 1960–1970‑е годы. В частности, были разработаны шлюпки проектов 00305 (танкерное исполнение) и 00036, которые являются наиболее близкими прототипами современных стеклопластиковых самовосстанавливающихся аварийно-спасательных шлюпок. Однако после распада СССР их серийное производство не осуществлялось, а применяемые при изготовлении технологии были утрачены.
Принимая во внимание данное обстоятельство, Минпромторг России включил позицию «Шлюпбалки и шлюпки спасательные» в план импортозамещения с целью к 2026 году снизить долю иностранных поставок в данном сегменте с 90% до 30%. Для выполнения этой задачи в 2018 году, по заказу Минпромторга России, началась реализация опытно-конструкторской работы (ОКР) «Проектирование и создание опытных образцов стеклопластиковых самовосстанавливающихся спасательных шлюпок». Головным исполнителем по ней выступал ЦНИИ «Курс». Проектирование линейки первых российских стеклопластиковых шлюпок вместимостью 37, 55 и 60 человек в 2020 году выполнило АО «Нордик Инжиниринг».
В рамках ОКР ЦНИИ «Курс» изготовил четыре шлюпки вместимостью 37 и 55 человек каждая в двух исполнениях: конвенционная и огнезащищенная (табл. 1). В огнезащищенном исполнении шлюпка дополнительно оборудуется автономной системой воздухоснабжения, обеспечивающей дыхание людей и бесперебойную работу главного двигателя в полностью закрытой шлюпке, а также системой орошения наружных поверхностей шлюпки. Строительство и испытание всех шлюпок были завершены к концу 2020 года.
Как рассказали в «Нордик Инжиниринг», при строительстве освоен метод вакуумной инфузии, до настоящего времени не имевший широкого применения у российских судостроительных предприятий. Материалом корпуса шлюпки послужил стеклопластик на основе эпоксивинилэфирной огнестойкой смолы производства ООО «ДУГАЛАК» (г. Ярославль). Этот материал успешно прошел испытания на воспламеняемость и огнестойкость в присутствии представителей ФАУ «Российский морской регистр судоходства» и экспертных организаций. При создании новой российской шлюпки разработчики оптимизировали конструкцию корпуса: рубка и кап выполняются неразъемными, что позволяет обеспечить уменьшение веса шлюпки, количества крепежа и стоимости. При этом конструкция корпуса позволяет извлечь двигатель через кормовую дверь.
Все исполнения шлюпок на 60% оснащены оборудованием российского производства. При серийном производстве этот показатель возможно повысить до 100% за счет установки российских аккумуляторов, главного двигателя и пр. Проект шлюпки согласован ФАУ «Российский морской регистр судоходства», а также полностью соответствует требованиям «Международной конвенции по охране человеческой жизни на море», 1974 г. (СОЛАС 74/83/92) с протоколом 1978 г., поправками 1981, 1983, 1989 годов. В августе 2020 года шлюпка вместимостью 37 человек успешно испытана на опрокидывание с затоплением, на прочность с целью определения прогиба киля при приеме на борт груза массой, превышающей расчетные показатели, а также на аварийную устойчивость.
Проведены такие испытания, как «удар о стену» и на огнестойкость, в рамках которого шлюпка была сожжена с целью определения параметров обитаемости внутри шлюпки в реальных условиях прохождения горящего нефтяного пятна. Расчетные показатели, а также уже проведенные испытания позволяют предполагать положительный результат и по этим испытаниям. Разработанный АО «Нордик Инжиниринг» проект и его практическая реализация свидетельствуют о возможности организации серийного производства аварийно-спасательных стеклопластиковых шлюпок на территории России для удовлетворения потребностей российских заказчиков, а стоимость единицы серийной продукции подтверждает экспортный потенциал российских шлюпок. По экспертным оценкам, с учетом масштабного обновления танкерного флота на производственных мощностях СК «Звезда», а также ужесточения требований к оснащению судов судовым комплектующим оборудованием российского производства с целью признания его российским (в соответствии с постановлением правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719), потребность в аналогичных аварийно-спасательных шлюпках различной модификации может составить более 120 единиц на ближайшие пять лет.
На данном примере можно наблюдать, каким образом возможна реализация программы импортозамещения со стороны российских конструкторских бюро и промышленных предприятий при поддержке государства. Помимо результативной работы проектанта, весомую роль в реализации данного проекта сыграла эффективная взаимоувязка нормативных правовых актов, которая может быть применима и для других проблемных с точки зрения импортонезависимости позиций судового комплектующего оборудования. Точно определенная последовательность действий: определение «проблемного» СКО — включение его в план импортозамещения — проведение соответствующих ОКР — организация серийного производства — введение ограничений посредством внесения соответствующих изменений в постановление правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719 — способна обеспечить практическую реализацию политики импортозамещения в судостроении.
В настоящее время в инициативном порядке АО «Нордик Инжиниринг» ведется разработка альтернативных моделей шлюпок вместимостью 60 человек, заинтересованность в которых проявляют проектанты и строители буровых платформ, а также шлюпок на электроходу. Согласно текущим мировым тенденциям, применение альтернативных источников энергии позволяет расширить спектр их потенциального применения. Также «Нордик Инжиниринг» планирует сделать инициативную работу по шлюпкам свободного падения, которые устанавливаются на танкеры и сухогрузы река-море проекта RSD‑59. По экспертным оценкам, потребность в подобных изделиях в гражданском сегменте составляет не менее 40 ед. §
Алексей Тимофеев, Николай Шабликов