№2 (2020)   |   Судостроение

Судовой энергетике — российский статус

Список судового энергетического оборудования, с подтвержденным статусом произведенного на территории Российской Федерации, нуждается в дополнении.

ООО «Алтайский Завод Дизельных Агрегатов» (ООО «АЗДА») с 2008 года, с момента своего образования, и по настоящее время производит продукцию для судоходных компаний и судостроительных предприятий России. Завод выполняет замену аварийных и вспомогательных дизель-генераторов, дизель-редукторных агрегатов и поставляет такое оборудование на строящиеся суда с приемкой Российским речным регистром (РРР) и Российским морским регистром судоходства (РС). Используя в основном отечественные комплектующие, ООО «АЗДА» проводит конвертацию в судовые двигатели Ярославского, Тутаевского, Минского моторных заводов и изготавливает дизель-генераторы мощностью от 16 кВт до 500 кВт и дизель-редукторные агрегаты от 60 л. с. до 650 л. с. Разработана и сертифицирована собственная автоматика.

У отечественных судоходных компаний широкое распространение получили двигатели типа ЯМЗ‑236, ЯМЗ‑238, ЯМЗ‑7511, ЯМЗ‑240, ЯМЗ‑840, ЯМЗ‑850 — ​высоконадежные и проверенные временем. Ремонтные базы флота имеют оборудование, обслуживающий персонал и технологии, которые позволяют обеспечивать длительную и безаварийную эксплуатацию данных двигателей.

ООО «АЗДА» совместно с Институтом катализа им. Г. К. Борескова СО РАН и ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» ведут работы по созданию системы очистки выбросов от двигателей типа ЯМЗ‑236, ЯМЗ‑238, ЯМЗ‑7511, ЯМЗ‑240, ЯМЗ‑840, ЯМЗ‑850 под требования международной конвенции МАРПОЛ 73/78.

Однако 22 января 2020 года Минпромторг России выдал заключение № 3458/20 о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в адрес ПАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), в котором отсутствуют двигатели типа ЯМЗ‑236, ЯМЗ‑238, ЯМЗ‑7511, ЯМЗ‑240, ЯМЗ‑840, ЯМЗ‑850 и их модификации, используемые на судах отечественного флота.

Исключение двигателей типа ЯМЗ‑236, ЯМЗ‑238, ЯМЗ‑7511, ЯМЗ‑240, ЯМЗ‑840, ЯМЗ‑850 и их модификаций из списка продукции, произведенной на территории Российской Федерации, негативно скажется на возможностях использования программ импортозамещения отечественными предприятиями при ремонте и модернизации существующего флота, а также при выполнении программ по строительству новых судов с использованием отечественных комплектующих и оборудования.

Дело в том, что в согласованную с Минпромторгом России номенклатуру двигателей ПАО «Автодизель» были включены двигатели с системой топливоподачи типа Common Rail (85 из 87 позиций). Двигателей ЯМЗ‑236, ЯМЗ‑238, ЯМЗ‑7511, ЯМЗ‑240, ЯМЗ‑840, ЯМЗ‑850 без этих систем топливоподачи в данном списке не оказалось.

Между тем при конвертации в судовые двигатели с микроконтроллерной системой управления Common Rail из-за конструктивных особенностей невозможно доработать так, чтобы это энергетическое оборудование отвечало требованиям РРР и РС.

Причина в том, что системы управления Common Rail в случае нарушений в работе топливной системы останавливают двигатель, не позволяют продолжать работу механизма (даже с ухудшением его характеристик), что, как следствие, может привести к созданию аварийных ситуаций.

В целях поддержания выполнения программ импортозамещения и развития отечественного двигателестроения и судостроения ПАО «Автодизель» необходимо дополнительно предоставить документы в адрес Минпромторга России для получения заключения о производстве двигателей ЯМЗ‑236, ЯМЗ‑238, ЯМЗ‑7511, ЯМЗ‑240, ЯМЗ‑840, ЯМЗ‑850 на территории Российской Федерации, а Минпромторгу России необходимо подтвердить производство данных двигателей и их модификаций на территории Российской Федерации.

Двигателям, положительно зарекомендовавшим себя в отечественном судоходстве и судостроении, необходимо восстановить статус производства в Российской Федерации.

Это будет способствовать развитию отечественной конкуренции, выполнению национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года», национального проекта «Международная кооперация и экспорт», реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года и реализации инвестиционных проектов в области рыболовства.

Николай Валуйский, директор ООО «АЗДА»

Тел.: +7 (3852) 503-582, 502-931, 503-581

E-mail: kom@altzda.ru

www.altzda.ru




Партнеры номера