Участники "Карской экспедиции 2015", стартовавшей 11 августа 2015 года из Мурманска на борту многофункционального поискового судна "Балтика", исследовали первый подводный объект в районе гибели арктического конвоя "БД-5".
Осмотр объекта, проведенный с помощью телеуправляемого подводного аппарата (ТПА), позволил однозначно идентифицировать объект как флагман конвоя "БД-5" - транспорт "Марина Раскова".
Корпус судна, разделенный на 2 части, лежит на глубине 46 метров. Хорошо сохранились носовая часть, которая стоит ровно на киле, и кормовая часть, лежащая с креном около 15 градусов на правый борт. Частично сохранилась рубка. На корме судна сохранились орудие калибра 76 мм и две зенитных установки, предположительно Эрликон калибром 20 мм. Машинное отделение и трюма вплоть до кормы – разрушены.
Анализ повреждений транспорта "Марина Раскова" подтверждает основную версию гибели судна - торпедирование немецкой подводной лодкой U-365.
В ходе дальнейшего проведения работ запланирована комплексная фото-видео съемка погибшего транспорта, а также осмотр водолазами доступных мест палубы и рубки.
По завершению работ участники экспедиции и экипаж поискового судна "Балтика" проведут в точке гибели транспорта торжественно-траурную церемонию, отдадут дань памяти погибшим морякам и возложат на воду венок.
Место гибели транспорта "Марина Раскова" будет нанесено на морские карты, и обозначено как братская могила советских моряков.
«Карская экспедиция 2015» проходит по инициативе правительства Ямало-Ненецкого автономного округа и российской инженерной компании «Фертоинг».
Главной задачей экспедиции является поиск кораблей и судов погибшего в Карском море в годы Великой Отечественной войны советского арктического конвоя "БД-5", и увековечивание памяти советских моряков погибших при защите Отечества.
Кроме того, «Карская экспедиция 2015» выполнит обследование найденного в 2014 году ледокольного парохода «А. Сибиряков», погибшего в 1942 году в бою с немецким линкором «Адмирал Шеер», и высадится на острове Белый, в районе останков спасательного кунгаса конвоя «БД–5», для проведения памятных мероприятий и установки поклонного креста.
Справочно:
Пароходный транспорт «Марина Раскова» построен в 1917 году в США под названием «Salisbury». В 1941 г. мобилизован государственной военной судоходной администрацией США), переименован в «Ironclad» и назначен для доставки грузов по программе ленд-лиза. Транспорт принимал участие в нескольких полярных конвоях, в том числе в составе конвоя PQ-17.
В 1943 году передан СССР и вошел в состав Северного государственного морского пароходства (СГМП) под именем – «Марина Раскова». (Герой Советского Союза командир женского бомбардировочного полка майор Марина Михайловна Раскова, участница знаменитого перелёта Москва – Дальний Восток на самолёте «Родина» в 1938 году, погибла 4 января 1943 г. в авиакатастрофе при исполнении служебных обязанностей).
8 августа 1944 года транспорт «Марина Раскова» отправился из Северодвинска в рейс на Диксон и в порты моря Лаптевых в составе конвоя «БД-5». В его трюмах находилось 6310 т продовольственных и технических грузов. Для смены зимовщиков на полярных станциях и предприятиях Главсевморпути на транспорте вышло 354 человека, среди них женщины и дети. 12 августа 1944 года в Карском море у острова Белый конвой потопила немецкая подводная лодка U-365. Большинство членов экипажа и пассажиров транспорта погибли.