25 декабря 2015 года на головном судне проекта 21300 «Игорь Белоусов» был поднят Андреевский флаг: в состав Военно-Морского Флотавошел современный морской спасатель.
Нужно отметить, что Российский флот не получал новые спасательные суда более четверти века. Последний спасатель вступил в строй в 1989 году. Кстати говоря, спасательных судов, оснащенных глубоководными комплексами и оставшихся «в живых» после лихих 90-х, было всего два: «Эпрон» и «Алагез», проектов 527 и 537 соответственно. Уберегла спасатели от гибели, если можно так сказать, трагедия «Курска».
Именно после «Курска» пришло осознание, что отставание технической базы поисково-спасательной службы от аналогичных структур зарубежных стран стало критическим. Стометровая глубина, на которой находилась лодка, оказалась непреодолимой при том, что в 70-х годах даже не являлась проблемной.
Освоив еще в 1980-х годах в лабораторных условиях методику водолазных спусков на глубины до 500 м, специалисты ВМФ не смогли реализовать ее на практике по объективным причинам — в России просто не существовало судов, способных обеспечить спуск человека на глубину в полкилометра в реальных морских условиях, а промышленность 1970-х — 1990-х годов не создала глубоководный водолазный комплекс современного уровня.
В 2000-х началась модернизация имеющихся судов и работа над качественно новым современным спасательным кораблем, отвечающим современным реалиям.
Современное спасательное судно «Игорь Белоусов», предназначенное для проведения спасательных работ, позволяет найти и обследовать аварийнуюподводную лодку, оказать помощь экипажу, эвакуировать моряков и выполнить подводно-технические работы с помощью водолазов и необитаемых подводных аппаратов для подготовки к судоподъемной операции, утилизации или консервации затонувшей подводной лодки.
Для выполнения всех этих операций корабль оборудован комплексом поисково-спасательных технических средств, в состав которого входит: буксируемый гидролокационный комплекс для поиска объектов, в том числе заиленных, находящихся на дне, рабочий необитаемый подводный аппарат для выполнения широкого круга подводно-технических работ, обитаемый спасательный аппарат для эвакуации экипажа ПЛ и глубоководный водолазный комплекс (ГВК‑450) для обеспечения водолазных спусков и лечения декомпрессионной болезни. Одной из важнейших особенностей судна является наличие системы динамического позиционирования, которая обеспечивает эффективную работу всех спасательных средств на объекте.
Поставщиком поискового оборудования и ГВК‑450, как это неоднократно упоминалось, выступила компания «Тетис Про».Главное «вооружение» корабля — водолазно-спасательный комплекс ГВК‑450, создавалось совместно специалистами компаний «Тетис Про» и британской «Divex»,Военно-Морского Флота и «Адмиралтейских верфей», ЦКБ «Алмаз» и других и стало уникальным проектом, не имеющим аналогов в России.
Сложность конструкции и техническая новизна обусловили напряженный график специалистов, работающих над проектом.По плану весь 2015 год шли испытания всех систем и узлов, подготовка и обучение личного состава.
Специально для работы с современным снаряжением и оборудованием водолазы и обеспечивающий персонал прошли обучение на базе Международного центра подводной подготовки в Тасмании (Австралия).По словам моряков, прошедших обучение, комплекс ГВК‑450 СС21300 значительно превосходит австралийский по эргономике, бытовым характеристикам, организации работы систем управления.
Испытания комплекса подразумевали проверку каждой системы в отдельности, а затем уже совместной работы всех элементов и использование по предназначению.
В ходе заводских и государственных испытаний судна была проверена не только работа всех систем комплекса на максимальной глубине, но и осуществлены глубоководные погружения в режиме длительных или насыщенных погружений (ДП), а также кратковременных погружений (КП).
В процессе отработки одного из этапов испытаний комплекса — осуществления глубоководных спусков методом длительного пребывания под повышенным давлением водолазы находились в барокамерах, где устанавливалось давление идентичное давлению внешней среды на глубине.
После достижения заданных параметров давления и адаптации водолазов к параметрам окружающей среды рабочая группа из трех водолазов переходила в приемно-выходную барокамеру, и затем, надев снаряжение, в герметично пристыкованный к приемно-выходной барокамере водолазный колокол, посредством которого тройки доставлялись к месту осуществления подводных работ.
В рамках испытаний водолазы не только осуществляли глубоководные погружения в режиме ДП, но и проводили подводно- технические работы, задействовав макет подводной лодки. Была полностью воспроизведена аварийная ситуация, с которой водолазы успешно справились.
Первая тройка водолазов осуществляла работы, используя гидравлический инструмент: различные сверла для дерева и металла, бурильный молоток, шлифовальную машинку и т. д. Необходимо отметить, что при проведении подводно-технических работ на грунт выходили два водолаза в то время, как операторводолазного колокола следил за ходом работ, готовый в любой момент прийти на помощь коллегам. По завершении рабочей смены первая тройка возвращалась вбарокамеры, и ее место занимала следующая.
Вторая тройка работала на макете выгородки аварийно- спасательных устройств подводной лодки (АСУ ПЛ): устанавливали штуцеры шлангов для подачи воздуха высокого давления и вентиляции отсеков ПЛ. Кроме этого, осуществлялись подводно-технические работы с использованием кислородной резки.
По окончании работ водолазы доставлялись на борт судна, переходили в жилые отсеки барокамер и, не проходя декомпрессии, отдыхали до следующего спуска, а их место в водолазном колоколе занимала другая смена. Такой метод организации водолазных работ позволяет в чрезвычайной ситуации обеспечивать круглосуточную работу на объекте.
Декомпрессию все водолазы проходят один раз — по завершении работы или допустимого времени пребывания под давлением.
В ходе испытаний комплекс доказал свою состоятельность и уникальность, отработав как единый организм. Напомним, что режим ДП или «насыщенных погружений», основной во всем мире, не применялся в нашей стране четверть века.
За три года работы над реализацией проекта водолазно- спасательного комплекса ГВК‑450 специалисты всех предприятий- участников проекта получили неоценимый опыт в разработке, установке и эксплуатации самой современной на сегодняшний день техники.
Конечно, для того чтобы научиться использовать все возможности нового судна-спасателя и полностью освоить комплекс потребуется несколько лет. Пока установленный комплекс для моряков, как инопланетный космический корабль. Ведь за последние десятилетия мы успели значительно отстать в технологиях погружений. Но главное, что есть, что осваивать — первый шаг уже сделан. Безусловно, этот проект станет мощнейшим импульсом в развитии отечественной подводной техники и технологий. Несмотря на то, что создавать первый и уникальный всегда сложно, планы и мечты стали реальностью — у флота есть современный спасатель.
Вступление судна в строй Военно-Морского Флота стало ознаменованием начала нового этапа в деле возрождения технологии водолазных спусков методом длительного пребывания под повышенным давлением и развития техники и методик глубоководных погружений методом ДП.