1. Главная
  2. Компании
  3. Адвокатское бюро NSP
  4. Новости
  5. NSP | Подводные кабели: кто их строит, как защищает и какова ...

24 июля 2025 г.

NSP | Подводные кабели: кто их строит, как защищает и какова юридическая ответственность?

Автор: партнёр и руководитель практики морского права NSP Роман Макаров

В сетевых неверифицированных изданиях [1] прошла пугающая новость об ограничениях в 250 м от оси электрического кабеля SwePol, идущего из Польши в Швецию, то есть через все Балтийское море, для рыбной ловли, отдачи якоря и любых подводных работ, если они не согласованы с компанией Polskie Sieci Elektroenergetyczne.

С помощью машинного перевода почитал польские первоисточники [2]. Можно заключить, что Польша все же распространяет свою юрисдикцию по охране кабеля только на территориальные воды.

Тем не менее, стоит разобраться в правовом режиме кабелей.

Кто строит и владеет подводными интернет-кабелями?

На сегодняшний день большинство кабелей финансируются и управляются частными корпорациями и консорциумами, среди которых:

  • Google (Alphabet Inc.);
  • Meta (Facebook) [3];
  • Microsoft;
  • Amazon — как правило с собственными дата-центрами;
  • телеком-компании: Orange, NTT, Telefónica, Deutsche Telekom.
  • в России подводными кабелями занимается преимущественно ПАО Ростелеком.

Примером может служить кабель MAREA [4], построенный Microsoft и Facebook, соединяющий Вирджинию (США) и Бильбао (Испания). Пропускная способность — 200 Тбит/с или кабель "Grace Hopper" [5] (США–Великобритания–Испания).

Последние годы наблюдаются случаи по переходу контроля за игроками рынка укладки кабелей из частных в государственные руки. Так, В июне 2024 Nokia заключила соглашение о продаже ASN (Alcatel Submarine Networks), подразделения по укладке интернет кабелей, французскому правительству [6]. Сделка была завершена 31 декабря 2024 года. С этого момента ASN контролируется Францией.

Физическая защита кабелей

Физическая защита кабелей осуществляется следующим образом:

  • в прибрежных водах кабели закапываются в морское дно (0,5–1 м);
  • в глубоководных районах просто укладываются на дно;
  • в зонах риска применяются бронекабели.

Правовое регулирование

  • На морских навигационных картах кабели отмечаются как зоны с ограничениями (запрет якорения, рыболовства и т. д.).
  • Страны могут вводить внутренние охраняемые зоны (запрет якорения, запрет траления) [7]. По всей видимости такую зону и ввела Польша в отношении электрического кабеля SwePol.

Юридическая регламентация вопроса основана на основополагающей Конвенции ООН по морскому праву 1982 года [8].

Как и в иных случаях в части прокладки кабелей применен зональный принцип с постепенным уменьшением прав прибрежных государств при увеличении расстояния.

Зона Что разрешено

Открытое море

Свобода прокладки кабелей (ст. 112)

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ)

Разрешена прокладка, но с учётом интересов прибрежного государства (ст. 79)

Континентальный шельф

Требуется уведомление и соблюдение экологических норм

Территориальные воды (до 12 миль)

Прокладка возможна только с разрешения прибрежного государства

Дополнительные источники регулирования:

  • национальные законы (например, правила навигации и охраны кабелей) [9];
  • международные соглашения и стандарты ITU/ICPC (International Cable Protection Committee)[10].

Надо сказать, что режим прокладки, защиты кабелей и ответственности за их повреждение намного более либеральный по сравнению с трубопроводами. В связи с высокой политической чувствительностью и несопоставимыми экологическими рисками степень свободы при укладке газопроводов и нефтепроводов максимально низкая по сравнению с кабелями везде, за исключением территориальных вод, где для прокладки кабелей все же требуется согласование прибрежного государства.

Вот почему роль, если можно так выразиться, регулятора рынка, при прокладке кабелей смещена от межгосударственных договоренностей (на уровне специализированной международной организации) или международного договора, на отраслевой уровень, где ведущую скрипку играет упомянутая выше ITU/ICPC.

По той же причине юридическая ответственность за повреждение кабелей сильно ослаблена по сравнению с повреждением нефтепроводов и сводится в большинстве случаев только гражданско-правовой ответственности судовладельца. Административная и уголовная ответственность капитана возможна только при халатности, либо прямом умысле.

Как это часто бывает в транспортном праве [11], гражданско-правовая и, в частности, деликтная ответственность судна (судовладельца) за повреждение кабеля ограничена в том числе по размеру. В частности, судовладелец может ограничить ответственность через ограничительный фонд по Конвенции LLMC [12], если не доказан умысел или грубая небрежность.

Поскольку ответственность внедоговорная, то и арбитражной оговорки не существует, так что рассмотрение таких споров идет преимущественно в государственных судах. Если судно-причинитель удалось "поймать" на месте правонарушения, то есть шанс рассмотреть дело "по месту причинения" ущерба. Если это не удалось, то иск, видимо, придется предъявлять по месту нахождения ответчика, хотя многое зависит от взаимного признания решений и статуса юрисдикции причинения вреда и юрисдикции ответчика.

Реальные инциденты и последствия

  1. Maersk Surabaya (Австралия, 2021). Судно якорем повредило кабель между Австралией и Сингапуром. Ущерб составил около 1,5 млн долларов. Капитану, гражданину Укрины, предъявили уголовное обвинение [13]. Судно, по данным полиции, стояло на якоре примерно в 500 метрах от охранной зоны. По имеющимся данным, при сильном ветре оно протащил якорь по этой зоне, зацепив и повредив 20-метровый кабель. Поскольку зона безопасности четко обозначена на навигационных картах, действия капитана были сочтены халатными.
  2. SS Delfborg vs Baltic Cable AB (Швеция, 2023). Судно нарушило охранную зону кабеля и было обязано выплатить €10,9 млн [14]. Владелец подводного кабеля, Baltic Cable Aktiebolag (BCA), подал иск против владельца судна, потребовав обязать ответчиков возместить ущерб солидарно. BCA утверждала, что ответчики несут ответственность, поскольку причинили ущерб по грубой неосторожности. Интересно, что после иска BCA ответчики возбудили дело об ограничении ответственности в голландском суде и учредили фонд ограничения ответственности.

Выводы

Подводные кабели — жизненно важная инфраструктура, находящаяся под защитой международного и национального права. Ответственность за их повреждение смягчена по сравнению с ответственностью за повреждение трубопроводов, и может быть как гражданской, так и уголовной, в зависимости от обстоятельств. Особенно чувствительной становится ситуация в зонах военных и геополитических рисков — таких как Балтийское, Чёрное моря, Тайваньский пролив и Баль эль Мандеб. С учётом роста количества инцидентов усиление правовой охраны кабелей становится важнейшей задачей государств, компаний и международных организаций.

Сноски 
[1] https://t.me/hodmyslei/13322,

https://pressa24.ru/17/07/2025/polsha-sozdaet-uslovija-dlja-novyh-provokatsij-v-otnoshenii/,

https://wsem.ru/publications/polsha_sozdayet_usloviya_dlya_novykh_provokatsiy_v_otnoshenii_rossiyskikh_sudov_v_baltiyskom_more_38119/

[2] https://www.gospodarkamorska.pl/kabel-laczacy-polske-i-szwecje-ma-byc-lepiej-chroniony-urzad-morski-w-gdyni-wydal-zarzadzenie-86328. Ссылка не открывается у меня напрямую через клик, но ищется через гугл.

[3] Включена в перечень террористов и экстремистов РФМ: https://www.fedsfm.ru/documents/terrorists-catalog-portal-act/.  

[4] https://www.submarinenetworks.com/en/systems/trans-atlantic/marea.

[5] https://techcrunch.com/2020/07/28/google-is-building-a-new-private-subsea-cable-between-europe-and-the-u-s/.

[6] https://www.datacenterdynamics.com/en/news/nokia-completes-sale-of-subsea-cable-unit-asn-to-french-state/?utm_source=chatgpt.com.

[7] https://mil.ru/activity/hydrographic/info/esim. Здесь можно посмотреть как выглядят уточнения Министерства Обороны РФ.  

[8] Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву" (UNCLOS), заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982, (с изм. от 23.07.1994).

[9] В России это:

Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации";

Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ от 03.08.2024 № 1045 "О прокладке подводных кабелей и трубопроводов, проведении буровых работ, создании, эксплуатации и использовании искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации"

[10] https://www.iscpc.org/ Российские организации не принимают участие в объединение, судя по списку участников: https://www.iscpc.org/about-the-icpc/member-list/. Объединяет компании, занимающиеся: прокладкой, эксплуатацией, техническим обслуживанием, защитой подводных кабелей (преимущественно интернет и телекоммуникационных). Производители энергетических кабелей как правило участвуют в иных ассоциациях.

[11] См. например ст. 190 КТМ РФ, главу XXI КТМ РФ "Ограничение ответственности по морским требованиям".

[12] "Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г." (LLMC), Заключена в г. Лондоне 19.11.1976, действует в ред. от 19.04.2012.

[13] https://www.afp.gov.au/news-centre/media-release/ship-captain-charged-over-underwater-cable-damage-perth?utm_source=chatgpt.com.

[14] https://cmlcmidatabase.org/ss-v-baltic-cable-aktiebolag?utm_source=chatgpt.com.

Авторизация