Авторы:
адвокат, юрист санкционной практики NSP Глеб Бойко,
партнер, адвокат, руководитель практики морского права NSP Роман Макаров
В 2025 году западные юрисдикции существенно расширили санкционные ограничения в отношении отдельных судов и судовладельцев, которые по мнению компетентных органов данных юрисдикций имеют связанность с Российской Федерацией. Были приняты следующие меры:
- 10 января 2025 года в отношении ряда судов были введены блокирующие санкции США[1];
- 24 февраля 2025 года ЕС существенно расширил перечень судов, которые, по мнению Совета ЕС, осуществляют перевозку нефти российского происхождения либо контролируются лицами, в отношении которых введены блокирующие санкции ЕС[2];
- По разным причинам государства-члены ЕС осуществляют задержание и даже конфискацию судов, в отношении которых введены указанные выше санкции. Причинами данных мер выступают: (i) предполагаемые нарушения положений Конвенции ООН по морскому праву и некоторых иных международных конвенций по морскому праву; (ii) аварийное состояние судов; (iii) подозрения в действиях, связанных с нарушением морской инфраструктуры, в частности подводных кабелей, данных государств. В качестве примера можно привести задержание танкера Kiwala (IMO: 9332810)[3] Эстонией, задержание и конфискацию танкера Eventin (IMO: 9308065) Германией[4], задержание судна Eagle S[5].
Указанные меры препятствуют нормальному осуществлению морских перевозок, а также создают риски убытков или даже конфискации имущества судовладельцев, а также привлечения к административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством государств, которые применяют указанные меры.
Правовые последствия включения судна в SDN
Введение блокирующих санкций в отношении судна предполагает обязанность U.S. persons осуществить блокировку такого судна, а также любого имущества, связанного с таким судном, а также запрет на ведение любой деятельности в связи с данным судном, например, оказание платежных услуг или услуг по страхованию.
На практике эффективная блокировка судна может быть осуществлена на территории США, в том числе в территориальном море. Однако, на практике санкции США существенно осложняют использование судна, так как любые неамериканские лица, взаимодействующие с судном, несут риск того, что в отношении них также будут введены блокирующие санкции США.
Судовладельцам же необходимо учитывать, что они несут персональный риск привлечения как к административной, так и уголовной ответственности, если они не прекратят правоотношения, связанные с эксплуатацией такого судна и одновременно имеющие связанность с юрисдикцией США (US nexus). Например, организация расчетов в долларах США в связи с эксплуатацией такого судна как раз может являться основанием для привлечения к уголовной ответственности в соответствии с законодательством США.
В качестве примера можно привести конфискацию в доход США яхты Amadea (IMO 1012531). Сотрудниками ФБР было установлено, что бенефициарным владельцем яхты являлся Сулейман Керимов, в отношении которого были введены блокирующие санкции США. После введения санкций эксплуатация яхты была продолжена, в частности в связи с обслуживанием яхты проводились платежи в долларах США, что запрещено законодательством США. Согласившись с выводами ФБР, суд конфисковал яхту, которая находилась на Фиджи.
Что делать судовладельцу, если судно включено в SDN?
В-первых, следует по возможности исключить расчеты в долларах США в связи с эксплуатацией судна.
Во-вторых, следует обратиться в OFAC с заявлением об административном пересмотре введения блокирующих санкций. Это позволит узнать более подробную информацию о фактических обстоятельствах, которые учитывались OFAC при введении блокирующих санкций. Если фактические обстоятельства изменились и обстоятельства, которые учитывало OFAC более не релевантны, то есть возможность снять санкции с судна в связи с тем, что отпали основания для сохранения санкций США в отношении данного судна.
Последствия введения санкций ЕС в отношении судна
Если судно включено в Приложение XLII к Регламенту Совета ЕС №833/2014, то европейским лицам и любым лицам на территории ЕС запрещается:
(a) обеспечивать доступ к портам, якорным стоянкам и шлюзам на территории ЕС;
(b) ввозить на территорию ЕС, приобретать или передавать такое судно;
(c) продавать, поставлять, в том числе фрахтовать, или экспортировать такое судно;
(d) эксплуатировать или укомплектовывать экипаж такого судна;
(e) обеспечивать регистрацию флага в интересах такого судна;
(f) предоставлять финансирование и финансовую помощь, включая страхование, а также брокерские услуги, включая брокерское обслуживание судов;
(g) предоставлять техническую помощь и другие услуги, включая бункеровку, услуги по снабжению судна, услуги по смене экипажа, услуги по погрузке и выгрузке грузов, услуги фендера и буксира в интересах такого судна; и
(h) осуществлять передачу груза с судна на судно или любую другую передачу груза с такого судна или приобретать у него любые услуги.
Основания, по которым судно может быть включено в санкционный список ЕС
В Приложение XLII к Регламенту Совета ЕС №833/2014 могут быть включены суда, которые:
(a) осуществляют транспортировку товаров и технологий, используемых, по мнению Совета ЕС, в секторе обороны и безопасности, из России, в Россию или для использования в России или в связи с ведением Россией специальной военной операции;
(b) осуществляет перевозку сырой нефти или нефтепродуктов, перечисленных в Приложении XXV, имеющих, по мнению Совета ЕС, российское происхождение или экспортируемых из России, практикуя при этом нерегулярные и высокорискованные методы судоходства, как указано в резолюции A.1192(33) Генеральной Ассамблеи Международной морской организации;
(c) эксплуатируются таким образом, чтобы, по мнению Совета ЕС, способствовать или поддерживать действия или политику по эксплуатации, развитию или расширению энергетического сектора в России, включая энергетическую инфраструктуру;
(d) эксплуатируются таким образом, что, по мнению Совета ЕС, способствуют или поддерживают действия или политику, которые подрывают или угрожают экономическому существованию, продовольственной безопасности или сохранению культурного наследия Украины, например, осуществляют перевозку зерна или культурных ценностей, принадлежащих, по мнению Совета ЕС, Украине или украинским лицам;
(e) осуществляют перевозку товаров, произведенных и/или экспортируемых из ЕС, и перечисленных в Приложениях XI, XX и XXIII к Регламенту Совета ЕС №833/2014, или товаров, произведенных и/или экспортируемых из России и импортируемых в ЕС, и перечисленных в Приложении XXI к настоящему Регламенту Совета ЕС №833/2014;
(f) эксплуатируются таким образом, чтобы способствовать нарушению или обходу или иным образом существенно нарушать положения Регламента Совета ЕС №833/2014 или Регламента Совета ЕС № 269/2014, Регламента Совета ЕС № 692/2014 или Регламента Совета ЕС 2022/263; или
(g) принадлежат, зафрахтованы или управляются физическими или юридическими лицами, организациями или органами, перечисленными в Приложении I к Регламенту (ЕС) № 269/2014, иным образом используются от имени, по поручению, в связи или в интересах таких лиц.
Можно ли оспорить санкции ЕС в отношении судна?
Хотя указанные ограничения не являются по своей сути блокирующими санкциями, они носят персональный характер. В связи с этим применение данных ограничений в отношении конкретного судна возможно оспорить в Совет ЕС и в Суд ЕС. Ограничения возможно оспорить, если надлежащим образом доказать Совету или Суду, что соответствующие основания для применения ограничительных мер больше не применимы к тому, как эксплуатируется данное судно.
Основания для задержания судна недружественными государствами
Задержание судов государствами-членами ЕС происходят в прилежащей зоне либо исключительной экономической зоне данных государств.
В соответствии со статьей 33 Конвенции ООН по морскому праву в прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый:
- для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
- для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.
При этом в соответствии со статьей 111 данной конвенции если судно находится в прилежащей зоне, то его преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.
Наибольший риск в данном случае связан с возможным нарушением санитарных мер прибрежных государств.
В исключительной экономической зоне прибрежные государства осуществляют юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды. В частности, статья 220 Конвенции ООН по морскому праву устанавливает полномочия прибрежных государств запрашивать информацию, проводить фактические инспекции судов и даже проводить задержания в случаях, если есть явные основания считать, что судно в исключительной экономической зоне нарушило применимые правила по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов.
Прибрежные государства могут ссылаться также на то, что меры по задержанию судов предпринимаются в целях защиты своего побережья или связанных с ним интересов, включая рыболовство, от загрязнения или угрозы загрязнения в результате морской аварии или действий, связанных с такой аварией, которые, как можно разумно полагать, приведут к серьезным вредным последствиям (ст.221 Конвенции ООН по морскому праву). Вероятно, именно это основание было применено для задержания судна Eventin (IMO: 9308065), которое по сообщениям западной прессы было доставлено в немецкий порт Рюген тремя буксирами в связи с тем, что осуществляло неконтролируемое движение вблизи германского побережья.
В открытом море судно может быть задержано военным кораблем иностранного государства в случае, если есть обоснованные сомнения, что судно не имеет национальности (не зарегистрировано в реестре какого-либо государства).
Конвенция ООН по морскому праву не предусматривает возможности конфискации судна и грузов, которые оно перевозит, однако прибрежные государства могут потребовать устранить нарушения, которые допускаются соответствующим судном. При этом если выяснилось, что судно было задержано необоснованно, то государство, задержавшее судно, должно возместить издержки, вызванные такими мерами.
В то же время в некоторых случаях возможность конфискации судна установлена национальным законодательством, в качестве примера можно привести конфискацию судна Eventin (IMO: 9308065)[6].
Как показывает практика, если судовладелец вовремя принимает меры по устранению нарушений, которые являлись основанием для задержания судна, то государства прекращают задержание и не препятствуют дальнейшему движению судна. Например, упомянутое выше судно Kiwala (IMO: 9332810) было отпущено после устранения нарушений, выявленных эстонскими государственными органами. Основное нарушение было связано с тем, что судно двигалось без флага, однако, после того как государство флага (Джибути) направило письмо-подтверждение о том, что судно будет включено обратно в реестр до 7 мая 2025 года, сомнения эстонских государственных органов удалось развеять[7]. Устранив также иные технические недостатки, задержание судно было прекращено.
Таким образом, судовладельцам целесообразно не допускать ситуации, когда судно, идущее вблизи государств-членов ЕС, Великобритании или США не имело национальности. При этом при следовании в исключительных экономических зонах или прилежащих зонах указанных юрисдикций следует учитывать риски, связанные с тем, что судно может создавать риск загрязнения окружающей среды. В любом случае судовладельцам целесообразно оперативно реагировать на задержание судна, чтобы максимально быстро доказать государству, задержавшему судно, отсутствие нарушений норм международного морского права или в кратчайшие сроки устранить нарушения.
Сноски
[1] Официальный сайт Министерства финансов США: https://ofac.treasury.gov/recent-actions/20250110
[2] Официальный журнал ЕС: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32025R0395
[3] Forbes Russia: https://www.forbes.ru/biznes/534935-vlasti-estonii-zaderzali-napravlavsijsa-v-rossiu-tanker-kiwala?ysclid=m9sj28wu5v908889767
[4] Spiegel: https://www.spiegel.de/wirtschaft/russland-sanktionen-bundesregierung-beschlagnahmt-oeltanker-eventin-a-fe654068-6b6c-4f1a-b740-51e896a8005b
[5] РБК: URL: https://www.rbc.ru/business/02/03/2025/67c434519a7947b2998ba43b
[6] Spiegel: https://www.spiegel.de/wirtschaft/russland-sanktionen-bundesregierung-beschlagnahmt-oeltanker-eventin-a-fe654068-6b6c-4f1a-b740-51e896a8005b
[7] Postimees: https://news.postimees.ee/8237756/tanker-kiwala-released-after-correcting-major-deficiencies