24 апреля 2025 г.

Хорошая морская практика в праве

Автор: партнёр и руководитель практики морского права NSP Роман Макаров

Не первый раз нас спрашивают, как понятие "Хорошая морская практика" сочетается с писанным морским правом.

Хорошая морская практика (Good Maritime Practice, GMP) — это совокупность стандартов, правил и рекомендаций, направленных на обеспечение безопасности, эффективного управления и минимизации рисков на море.

Изначально, это именно неписанный, если хотите, канон по действиям конкретных судовых ролей. Со временем понятие проникло в позитивное право и стало охватывать ряд иных аспектов морской деятельности, такие как:

  1. судоходство,
  2. эксплуатация судов,
  3. охрана окружающей среды,
  4. управление рисками,
  5. предотвращение аварий.

В правовом аспекте – это сегодня также соблюдение норм и стандартов, установленных международными и национальными морскими организациями.

Исходя из сказанного понятие сначала в писанном виде проявилось, пожалуй, в МППСС-72[1] (COLREG-72) именно как правило для судоводителей[2].

Любое действие для предупреждения столкновения должно предприниматься в соответствии с Правилами этой Части и, если позволяют обстоятельства, должно быть уверенным, своевременным и соответствовать хорошей морской практике.

Как видно, определения понятия не дано. Комментатор правила Г.Н. Шарлай указывает далее, что означает соответствие действий хорошей морской практике:

при расхождении необходимо учитывать все обстоятельства и условия конкретной ситуации: состояние видимости, гидрометеоусловия, район и условия плавания, маневренные качества своего судна и многие другие факторы.

Очевидно, речь прежде всего:

  • о технических мерах и
  • проявлении максимальной осторожности и заботливости при реализации любых действий.

Дальше – больше. Международные организации последние 60 лет развили и продолжают большую работу по созданию и совершенствованию правил поведения на море.

Вот несколько ключевых документов, в которых можно найти принципы, соотносящиеся с "хорошей морской практикой":

1. Конвенция о Международной организации по морскому транспорту (IMO)[3] — это основной международный орган, который разрабатывает и внедряет нормативные акты в области морской безопасности. Понятие "хорошая морская практика" конвенция не содержит. Однако, именно в рамках IMO разработан и принят ряд основополагающих документов, отражающие принципы "хорошей морской практики".

2. Конвенция SOLAS[4] (International Convention for the Safety of Life at Sea) — регулирует безопасность жизни на море, включая требования к конструкциям судов, навигации, экипажам и спасательным средствам. В ней заложены стандарты, соответствующие "хорошей морской практике", такие как требования к обучению и подготовке экипажей, регулярные проверки судов и другие меры безопасности, хотя само понятие и не упоминается.

3. Конвенция MARPOL[5] (International Convention for the Prevention of Pollution from Ships) — направлена на предотвращение загрязнения морской среды судами. В ней содержатся постоянно дополняемые требования (см. примечание), которые способствуют снижению экологических рисков и соблюдению принципов устойчивой эксплуатации.

4. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года" (ПДНВ/STCW)[6] (International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers) — содержит требования к обучению и сертификации моряков, что также является частью "хорошей морской практики".

5. Рекомендации и кодексы IMO — например, Международный кодекс безопасной практики для морских судов[7] (ISPS Code), Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)[8] (ISMC), и другие руководящие документы IMO, которые уточняют стандарты безопасности и охраны окружающей среды для судоходных компаний и экипажей.

6. Международная конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (CCAMLR)[9] — направлена на охрану морской экосистемы и минимизацию воздействия человеческой деятельности, включая судоходство, на морскую флору и фауну. Эта конвенция также включает элементы "хорошей морской практики", особенно в части защиты экологии.

7. Рамочная конвенция ООН по изменению климата (UNFCCC)[10] и Парижское соглашение[11] — хотя это не морские конвенции напрямую, они содержат важные элементы, касающиеся снижения выбросов парниковых газов, что также может включать стандарты для судоходной отрасли, особенно в части воздействия судов на изменение климата.

8. Международные стандарты ISO — например, ISO 9001 (система управления качеством) и ISO 14001 (система экологического менеджмента), которые могут быть использованы судоходными компаниями для внедрения "хорошей морской практики", обеспечивая надлежащий уровень качества услуг и минимизацию воздействия на окружающую среду.

9. Европейские соглашения и директивы — такие как Директива 2009/16/EC Европейского парламента и Совета о контроле судов в портах[12] и другие документы, которые могут содержать требования, способствующие соблюдению принципов "хорошей морской практики" в Европе.

Таким образом, "хорошая морская практика" далеко не всегда упоминается как отдельное понятие в законодательных актах, но её элементы — соблюдение безопасности, охрана окружающей среды, высокие стандарты работы экипажей (начиная с уровня нейролингвистического программирования – Safety first на надстройке каждого судна[13]) и судоходных компаний — отражены в международных конвенциях, кодексах и рекомендациях, из которых складывается общая морская практика.

Таким образом, "Хорошая морская практика" — это своего рода этический и профессиональный некодифицированный свод правил, который способствует безопасной, эффективной и экологически устойчивой эксплуатации морского транспорта.

Сноски

[1] МППСС-72 обладают статусом международной конвенции, поскольку являются приложением к Конвенции о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море, принятой в 1972 году. Советский союз является одной из договаривающихся сторон.

[2] На русском языке и с комментариями можно ознакомиться тут: Учебное пособие / Г. Н. Шарлай. – М.: МОРКНИГА, 2017. – 137 с. https://76.mchs.gov.ru/uploads/resource/2023-01-24/normativnye-dokumenty_16745590161271446328.pdf.

[3] "Конвенция о Международной морской организации" (Вместе с Резолюцией A.724(17) "Поправки к Конвенции о Международной морской организации (легализация Комитета по упрощению формальностей) от 07.11.1991, Резолюцией A.735(18) "Поправки к Конвенции о Международной морской организации" от 04.11.1993), Заключена в г. Женеве 06.03.1948, ред. от 10.11.1984, с изм. от 08.12.2021.

[4] "Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года" (СОЛАС/SOLAS) (Заключена в г. Лондоне 01.11.1974), ред. от 10.11.2022.

[5] "Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г." (МАРПОЛ/MARPOL). Заключена в г. Лондоне 02.11.1973 в ред. от 16.12.2022. Вместе с:

Протоколом I о положениях, касающихся сообщений об инцидентах, связанных со сбросом вредных веществ,

Протоколом II об арбитраже,

Правилами контроля над загрязнением при перевозке ядовитых жидких веществ наливом, предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, сточными водами с судов, мусором с судов, воздушной среды,

Руководством по распределению ядовитых жидких веществ по категориям,

Критериями определения вредных веществ в упаковке,

Перечнями нефтепродуктов, жидких веществ,

Формами Свидетельств IOPP, IAPP, IEE, журналов нефтяных и грузовых операций, операций с мусором, реестра, акта о соответствии, об изъятии для барж БНС,

Испытательными циклами и весовыми коэффициентами,

Критериями и процедурами назначения районов контроля выбросов,

Одобрением типа и пределами эксплуатации судовых инсинераторов,

Информацией, включаемой в накладную на поставку бункерного топлива,

Процедурой проверки жидкого топлива,

Информацией, которая должна направляться в базу данных ИМО по расходу топлива судами.

[6] "Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года" (ПДНВ/STCW), заключена в г. Лондоне 07.07.1978, в ред. от 13.05.2021.

[7] Резолюция № 2 Конференции Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (ред. от 20.05.2005), "Международный кодекс по охране судов и портовых средств" (Кодекс ОСПС), Принята 12.12.2002.

[8] Резолюция № A.741(18) Международной морской организации (ред. от 21.06.2013), "Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)", Вместе с "Формами Документа о соответствии, Свидетельства об управлении безопасностью, Временного документа о соответствии и Временного свидетельства об управлении безопасностью", Принята 04.11.1993.

[9] Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, Заключена в г. Канберре 20.05.1980.

[10] Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, заключена в г. Нью-Йорке 09.05.1992. Россия ратифицировала данный документ (Федеральный закон от 04.11.1994 N 34-ФЗ).

[11] "Парижское соглашение", заключено в г. Париже 12.12.2015, документ вступил в силу для России 6 ноября 2019 года (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.11.2019). Россия приняла данный документ с заявлениями (Постановление Правительства РФ от 21.09.2019 N 1228).

[12] Директива N 2009/110/EC Европейского парламента и Совета Европейского Союза "Об учреждении и деятельности организаций, эмитирующих электронные деньги, о пруденциальном надзоре за их деятельностью, а также об изменении Директив 2005/60/EC и 2006/48/EC и об отмене Директивы 2000/46/EC", Принята в г. Страсбурге 16.09.2009. Документ вступил в силу 30 октября 2009 года (официальный сайт законодательства Европейского Союза http://eur-lex.europa.eu/). Россия не участвует.

Авторизация