ГТК «Русмарин» была основана в 1991 году, став первым частным экспедитором на рынке морских грузоперевозок. Компания наращивала профессиональный опыт и компетенции, расширяла собственные возможности и штат сотрудников. И сейчас – спустя 33 года успешной работы – является одним из ведущих грузоперевозчиков РФ, обладает развитой сетью международных агентов и штатом экспедиторов во всех российских портах. Что вдохновило на создание компании в такой сложный период для страны? На наши вопросы ответила Екатерина Грузинская, директор по инновациям ГТК «Русмарин».
– Екатерина Дмитриевна, с чего началась история Группы транспортных компаний «Русмарин»?
– История нашей компании началась с идеи Вячеслава Николаевича Грузинского, который работал в Балтийском морском пароходстве, в отделе «Инфлот». В 1991 году он решил уйти из этой структуры, взял с собой двоих специалистов и основал свою собственную компанию. Тогда на рынке агентирования не было никого, кроме «Инфлота», и Вячеслав Николаевич стал первым, кто начал работать самостоятельно.
Любое дело бывает трудно начинать, что уж говорить о таком ответственном и в полном смысле этого слова новаторском шаге – основать первую частную компанию по агентированию линейных судов. Это была рискованная затея, учитывая непростые для страны времена. Однако полученные за годы работы знания, уверенность в собственных силах и целеустремлённость стали тем фундаментом, на котором Вячеслав Николаевич выстраивал собственную компанию.
В течение первых двух десятков лет ГТК «Русмарин» работала на такие линии, как «P&O Containers», «Марас Линия», NYK, и несколько других. Кроме того, более 20 лет мы занимались стивидорным бизнесом на арендованных причалах «Северной Верфи» и складской деятельностью на собственном терминале. Логистические операции были связующим звеном в работе ГТК «Русмарин».
– За 33 года с момента основания компании в стране было несколько экономических кризисов. Как «Русмарин» адаптировался к этим вызовам? Какие стратегии помогли не только выжить, но и расти?
– Первые годы становления Группы транспортных компаний «Русмарин» пришлись на эпоху кризисов, резких перемен и кардинальных изменений. Однако, по моему мнению, именно это закалило нас, научило противостоять испытаниям и не бояться трудностей, а извлекать из них пользу для себя и своего развития, превращать минусы в плюсы, а вызовы – в новые возможности.
Так, например, в 1998 году остановка банковских операций и объявление дефолта Правительством РФ вызвали коллапс импорта в транспортно-логистической сфере. ГТК «Русмарин» выстояла благодаря наличию наработанной за годы деятельности базы экспортных клиентов, на которых нам было необходимо оперативно переориентировать свою работу. Развитие рынка транспортных услуг привело нас к решению о сворачивании вспомогательной деятельности, в рамках которой мы занимались стивидорной работой, и сосредоточению на основной – это предоставление логистических услуг.
События 2022 года явились толчком для развития новых направлений и проработки новых маршрутов, которые стали выгодными альтернативами европейским грузоперевозкам. Рынок российской логистики поменял вектор, нашим клиентам требовались новые решения, и мы в сжатые сроки адаптировались к этим переменам, одними из первых запустив новые эффективные сервисы.
– Как изменились логистические маршруты после введения санкций? С какими новыми странами или регионами пришлось налаживать сотрудничество?
– В 2022 году мы пережили серьёзную перестройку в сфере логистики. Мир стал многополярным. После введения санкций многие международные западные компании покинули РФ. В связи с этим пропали привычные для нас маршруты из других частей света. Поэтому нам пришлось полностью перестраивать все логистические цепочки. Не будет секретом, что большинство грузов сейчас следуют к нам напрямую из Китая, Юго-Восточной Азии, Индии, Турции, ОАЭ и стран СНГ. Если раньше большинство крупных линий заходили в порт Гамбурга и Роттердама и оттуда груз уже доставлялся на фидерных (более маленьких) судах до Санкт-Петербурга, то сейчас уже практикуются либо морская доставка до Турции, либо прямые маршруты до Санкт-Петербурга, Новороссийска и Владивостока с последующей доставкой по железной дороге или с помощью грузового автомобильного транспорта.
На текущий момент сформировалась система новых транспортных хабов в импортно-экспортном направлении РФ: Стамбул, Танжер, Джебел-Али, Мумбаи и т. д. Контейнерное оборудование ведущих морских линий стало замещаться локальными игроками. Кроме того, стали выделяться новые импортно-экспортные регионы торговли с новыми участниками рынка: ближневосточный регион на базе Стамбула, Middle East – на базе ДжебелАли и Мумбаи. Ускоренное расширение БАМа и Транссиба плюс активные инвестиции в порты Дальнего Востока позволили перераспределить часть грузопотока на данном направлении.
Однозначно можно говорить о том, что после введения санкций стало более тесным сотрудничество с Индией и ЮгоВосточной Азией, а объёмы торгового взаимодействия с Китаем и Турцией возросли многократно.
– Какие новые услуги или способы доставки пришлось разработать, чтобы обеспечить клиентам стабильный сервис? Можете привести примеры успешных кейсов?
– Мы оперативно реагируем на быстро меняющиеся логистические факторы, чтобы предоставлять нашим клиентам стабильно качественные услуги. Так, например, изменения в мировой логистике стали для нас импульсом для активной проработки перевозок в Китай и из него и создания стабильного железнодорожного сервиса по этому направлению. Мы открыли собственные склады консолидации в Китае с возможностью бесплатного хранения грузов, настроили еженедельные выходы грузов по железной дороге и оказываем помощь в оформлении экспортных и разрешительных документов, а также организовываем доставку сборных грузов любыми видами транспорта. Сейчас у нас есть около 10 подрядчиков-линий, которые предоставляют сервис из Китая в порты Санкт-Петербурга и Новороссийска. Если клиенту нужна срочная доставка, мы подбираем самые оптимальные рейсы с дополнительными портами перевалки и транзитным временем от 35 дней.
Кроме того, внедрение санкций осложнило для транспортно-логистической сферы проведение международных расчётов с зарубежными партнёрами. В 2024 году Финансовая служба ГТК «Русмарин» провела масштабную работу по решению данной проблемы, благодаря чему удалось организовать надёжную систему международных транзакций за товары и услуги. На данный момент специалисты компании готовы предложить текущим и потенциальным клиентам уже проверенный и отлаженный сервис платежей как собственными силами, так и за счёт сети платёжных агентов за рубежом.
Также мы активно развиваем грузоперевозки в рамках транспортного коридора «Север – Юг». Для плодотворной работы по этому направлению нами уже сформировано представительство ГТК «Русмарин» в Индии; в планах – расширить деятельность на данном маршруте. В настоящий момент идёт работа через «фри-зону» порта Мумбаи; с противоположной стороны данного коридора мы, помимо наших текущих терминальных сервисов, сейчас проводим мероприятия по расширению ж/д мощностей терминального комплекса, что позволит как компенсировать риски возможных ограничений на Балтике, так и расширить географию логистики.
К тому же мы успешно реализуем проекты по организации кросс-букингов из любой точки мира в зависимости от запросов клиентов и помогаем с оформлением всей необходимой документации благодаря работе специалистов нашего таможенного отдела.
– Как «Русмарин» удаётся сохранять высокий уровень сервиса в условиях постоянно меняющейся внешней среды? Какие инструменты вы используете для поддержания лояльности клиентов?
– Основной инструмент поддержания лояльности клиентов – это общение с ними, выяснение новых и появляющихся потребностей и предоставление продуктов, которые отвечают их запросам. Мы стараемся находиться в постоянном контакте с ними: это позволяет не только быть в курсе текущей ситуации с основными «болями» наших партнёров, но и играть на опережение, разрабатывая решение для проблем и альтернативные маршруты для доставки грузов ещё до того, как это станет необходимым. Такой подход помогает беречь нервы, время и деньги наших клиентов, а нам даёт стабильное и взаимовыгодное сотрудничество.
Нельзя не упомянуть о том, что наш самый главный актив – это наши сотрудники. Благодаря их слаженной и профессиональной работе нам удаётся оказывать высокий уровень сервиса. В ГТК «Русмарин» большое внимание уделяется внутрикорпоративной культуре: для своих сотрудников мы организовываем спортивные активности, выезды на природу, праздники и даже простые посиделки с пиццей в кругу коллег. К тому же мы всячески поддерживаем сплочение коллектива: например, для максимально эффективной работы с запросами клиентов нами сформированы команды, в состав которых входят сотрудники из разных филиалов – Москвы, Санкт-Петербурга, Новороссийска и Ростова-на-Дону. Ежедневно коллеги собираются на совещания, обсуждают текущие вопросы, совместно прорабатывают решение сложных задач.
Также наша компания следует принципам и методологии Agile, что означает гибкий подход к меняющейся ситуации. Благодаря гибкости мы постоянно обновляем наши бизнес-процессы, чтобы они отображали ту реальность, в которой мы оказываемся с появлением новых вводных.
– В последние годы всё больше внимания уделяется экологичности и устойчивому развитию. Есть ли у «Русмарин» инициативы в этом направлении? Как вы интегрируете ESG-принципы в свою работу?
– Забота об окружающей среде является важной составляющей в деятельности ГТК «Русмарин». Так, в прошлом году мы решили поддержать Фонд друзей балтийской нерпы, который занимается защитой популяции морских животных в Финском заливе. Благодаря нашей совместной работе удалось спасти, вылечить и выпустить на волю нескольких детёнышей морских млекопитающих, которые занесены в Красную книгу Ленинградской области. Кроме того, мы оказываем поддержку некоммерческим организациям, которые специализируются на лечении кошек: помогаем с закупкой кормов и лекарств, а наши сотрудники с удовольствием принимают участие в доставке помощи и общении с подопечными приютов. Помимо этого, в головном офисе компании мы создали для коллег пункт для раздельного сбора батареек, лампочек и пластиковых крышек, которые затем направляем для дальнейшей переработки.
Также мы активно интегрируем в наши процессы и другие ESG-принципы: например, в рамках формирования Стилевого кодекса ГТК «Русмарин» мы ввели принципы, направленные на высокую социальную ответственность перед нашими сотрудниками, партнёрами и клиентами, обеспечение эффективного и качественного сервиса, постоянное повышение технологичности наших бизнес-процессов и улучшение условий труда для наших сотрудников.
– Как цифровизация повлияла на логистику? Какие технологии внедряет «Русмарин» для оптимизации процессов и улучшения качества услуг?
– Цифровизация имеет огромное значение для логистики, и её влияние уже чувствуется во многих процессах, особенно в отслеживании грузов в режиме реального времени. ГТК «Русмарин» всегда стремилась двигаться в ногу со временем, а потому с развитием новых технологий мы задумались о том, как интегрировать современные разработки и возможности в оказываемый нами сервис. Совсем недавно мы провели масштабную работу по обновлению сайта ГТК «Русмарин», на котором в скором времени планируем запуск личного кабинета для клиентов, чтобы дать нашим партнёрам платформу с возможностью максимально оперативно и удобно получать все документы по перевозке и актуальную информацию по грузу. Также мы активно занимаемся внедрением ИИ для обработки документов, что поможет снизить долю человеческих ошибок и ускорит обработку больших объёмов информации.
– Какие цели ставит перед собой «Русмарин» на ближайшие 5-10 лет? Какие новые рынки или направления вы рассматриваете для развития?
– Главная миссия Группы транспортных компаний «Русмарин» – стать ведущим логистическим оператором, особенно в сфере оказания высокого уровня сервиса для своих клиентов. Мы стремимся к тому, чтобы бренд «Русмарин» ассоциировался у клиентов с высокими стандартами качества и бесшовной работы. Мы планируем развиваться и в логистической сфере, учитывая всё новые вызовы, которые будут появляться, и в консалтинге, так как за 33 года успешной деятельности на рынке мы накопили большой опыт в юридических, финансовых, маркетинговых, кадровых и других отраслях, будем рады предложить качественный сервис нашим нынешним клиентам и потенциальным партнёрам.