12 мая 2016 г. Пленум Верховного суда РФ утвердил постановление N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства". Новое постановление преимущественно касается правил разрешения судами споров, связанных с корректировкой таможенной стоимости и возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Сразу обращает на себя внимание тот факт, что новое постановление значительно объемнее и по содержанию, и по количеству пунктов. Остановимся на ключевых разъяснениях.
Постановлением определено, что добровольное внесение декларантом изменений в декларацию на товары и перечисление таможенных платежей в соответствие с внесенными во исполнение решения таможенного органа изменениями не является препятствием для последующего возврата таких платежей, как излишне взысканных (пункт 27). Таким образом, таможенные органы лишаются одного из своих излюбленных доводов.
Кроме того, Пленум постановил, что при рассмотрении споров по обжалованию требований об уплате таможенных платежей следует исходить из того, что непринятие декларантом мер к оспариванию решений таможенного органа, влияющих на исчисление таможенных платежей, не должно рассматриваться как согласие с предъявленным требованием (пункт 24).
Отметим, что для возврата излишне уплаченных таможенных платежей подачи в таможенный орган одного заявления на возврат теперь недостаточно. Перед подачей или одновременно с подачей в таможенные органы заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей необходимо инициировать внесение соответствующих изменений в декларацию на товары.
Как следует из п. 30 постановления, отныне в резолютивной части решения суды смогут указывать конкретную сумму таможенных платежей только в том случае, если таможенные платежи были уплачены излишне в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенным им действием (бездействием). В остальных случаях окончательный размер подлежащих возврату излишне уплаченных таможенных платежей будет определяться таможенным органом на стадии исполнения решения суда.
Нововведения коснулись и споров, связанных с корректировкой таможенной стоимости.Отныне, в случае если после представления декларантом документов по запросу таможенного органа в рамках проведения дополнительной проверки по осуществлению контроля таможенной стоимости, у таможенного органа останутся какие-либо сомнения в достоверности таможенной стоимости, он не должен принимать решение о корректировке таможенной стоимости, как это происходило до настоящего времени, а обязан известить декларанта об основаниях, по которым представленные документы такие сомнения не устраняют, с тем, чтобы декларант имел возможность надлежащим образом реализовать свои права (пункт 8). Таким образом, теперь таможенные органы смогут скорректировать таможенную стоимость только после проведения проверки в два этапа.
Несмотря на установленную презумпцию достоверности (пункт 6) Верховный Суд РФ фактически перенес бремя доказывания достоверности заявленной таможенной стоимости на декларанта, указав, что от декларанта разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота (пункт 9).Разумеется, особое внимание обращает на себя пункт 11 постановления, в соответствии с которым декларанты при обжаловании решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости не смогут представлять в суд документы, ранее не представленные в таможенный орган при проведении дополнительной проверке.
Подводят итог, можно утверждать, что принятое постановление содержит ответы на многие спорные вопросы, однако вместе с тем порождает возникновение новых. Остается надеяться, что по последним вопросам суды правильно поймут позицию Верховного Суда РФ и применят ее на практике.
Михаил Лазарев, ведущий юрисконсульт компании "Магистраль"