Судно «удобного флага» - это судно, которое ходит под флагом страны, не являющейся страной владения. – Международная федерация транспортных рабочих (ITF).
- · Чем обусловлено использование системы «удобных флагов»?
Прежде всего, судовладельцев привлекает дешевый способ эксплуатации своих судов, а именно минимальное регулирование, низкие регистрационные взносы, низкие налоги (их отсутствие), свобода найма дешевой рабочей силы.
Международная федерация транспортных рабочих считает, что в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву должна быть «истинная связь» между реальным владельцем судна и флагом, под которым ходит судно. Во многих случаях сами реестры даже не управляются из страны флага.
- Что для членов экипажа означает работа на судне под «удобным флагом»?
В случае трудоустройства на такое судно моряк может столкнуться со следующими проблемами:
- недостаточная безопасность, которая заключается в работе на опасном судне, находящемся в неудовлетворительном состоянии;
- плохие условия на судне, в том числе не соответствующие требованиям пища и питьевая вода, а также длительные периоды работы без надлежащего отдыха;
- отсутствие финансовых гарантий, что влечет за собой задержки и невыплаты заработной платы, установление слишком низкого размера оплаты труда.
Следует проявить повышенную осмотрительность, если моряк собирается работать на судне под флагом следующих стран[1]:
Антигуа и Барбуда Гондурас |
Ливан |
- Какие действия необходимо предпринять, если было принято решение о трудоустройстве на судно под «удобным флагом»?
Прежде всего, необходимо убедиться, что на судне имеется коллективный договор, одобренный ITF. Такие договоры устанавливают зарплату и условия труда для всех экипажей судов под «удобными флагами», независимо от национальности. Cуда, на которые распространяется одобренный ITF коллективный договор, получают свидетельство c указанием согласованных заработной платы и условий труда на судне.
Если моряк в течение рейса всё же столкнулся с проблемами, необходимо связаться с инспектором Международной федерации транспортных рабочих и представителем национального профсоюза.
В случае невыплаты заработной платы и иных причитающихся сумм возможно задержание судна и инициация судебного разбирательства.
Вы можете обратиться за дополнительной информацией к нашему эксперту:
Филатова Дарья Сергеевна, юрист морской практики
8 (863) 206-20-57, dfilatova@gratanet.com
[1] Объявлены странами удобных флагов комитетом справедливой практики МФТ, ведущий кампанию против «удобных флагов».