• «Особый подход» южной таможни

    3 апреля 2017

    «Особый подход» южной таможни
    У каждого региона, порта и даже поста (например - таможенного) свое понимание государственной политики в области межгосударственной торговли, упрощения таможенных процедур, сокращения бюрократизации и административных барьеров, в конце концов - толкования законов и справедливости. Наверное, многие ситуации объясняются личными, «местечковыми» интересами конкретных сотрудников или подразделений. Таможенные органы Южного региона отличаются особым подходом к применению норм таможенного законодательства, процессу осуществления проверок и административного производства. Притчей во языцех является бесконечный спор о таможенной пошлине, вменяемой всем подряд судовладельцам, отремонтировавшим свое судно за пределами таможенной территории Таможенного Союза. Разве у кого-то должно вызывать сомнение, что ремонт для целей освидетельствования судна регистром (планового или промежуточного) является ремонтом для целей обеспечения сохранности, эксплуатации судна – как же его можно эксплуатировать без штампа об освидетельствовании? А то, что эта самая потребность должна возникнуть во время международной перевозки (согласно соответствующего правила ст.347) – так, а где же она еще возникает, если судно постоянно используется в этих международных перевозках? Тогда, если компания использует судно в международных перевозках и обязано представлять судно к освидетельствованию, чтобы его сохранять в мореходном состоянии и иметь право его эксплуатировать, а для целей освидетельствования в 99% случаев необходим ремонт – почему южное таможенное управление не считает, что данный ремонт подпадает под п.п.1 п.1 ст. 347 ТК ТС, освобождающий судовладельцев от таможенной пошлины со стоимости ремонта судна (что и так материально очень затратно). Именно со структурами таможенных органов Южного региона происходит массовое столкновение интересов судовладельцев по данной теме. Еще интересный «региональный» подход (в таможнях иных округов не встречали такого) к обложению таможенными пошлинами судовладельцев: теперь и с иностранных судовладельцев собирают пошлины за ремонт не на нашей территории. Достаточно оформить временный ввоз и затем временный вывоз (например, сдав иностранное судно в бербоут-чартер российскому лицу) - и волшебным образом иностранное судно уравнивается с российским, оформленным во временный вывоз, и становится обязанным платить в российский бюджет пошлины со стоимости ремонта. А почему бы и нет? Все для пополнения бюджета. И ничего, что «транспортные средства международной перевозки, временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, имеют статус иностранных товаров». И ведь работает же – проводят длительные проверки по данным фактам недоплаты, суды иногда поддерживают такую позицию, несмотря на всю некорректность самой трактовки, которую допускают таможенные сотрудники - законодатель мог иметь в виду, что иностранцы нам должны за то, что ремонтируют свои судна не у нас!