08 июля 2016 года 12 арбитражным апелляционным судом был подтвержден статус кредитора, требования которого были обеспечены залогом судна, не принадлежащего компании – должнику http://kad.arbitr.ru/Card/2d33681f-28c5-4ecd-b655-b5d61b693b17 .
Поводом для продажи судна через торги послужил давний долг должника перед фрахтователем по договору тайм-чартера, выраженный в непредоставлении судна в мореходном состоянии для совершения рейса.
В 2011 году между компанией - кредитором (далее – фрахтователь) и должником (далее – бербоут-чартерный судовладелец) был заключен договор тайм-чартера (чартер-партия, дополненная правилами Беломорско-балтийского типового тайм-чартера 1939 года).
Договором было определено, что фрахтователь арендует у судовладельца сроком на три месяца (с возможностью последующего продления) теплоход для целей совершения морских перевозок в районе «Каспийское море/речная система России/Азовское море/Черное море/ Средиземное море». Однако судовладелец не исполнил свои обязательства по предоставлению судна в мореходном состоянии для совершения рейса за пределами порта Ростов, а также обязательства по выплате заработной платы экипажу и исполнению иных многочисленных обязанностей, лежащих на судовладельце. В результате указанных неправомерных действий со стороны судовладельца интересам фрахтователя был причинен значительный материальный ущерб.
Такая категория нарушений со стороны бербоут-чартерных владельцев по правилам п. «е» ч. 1 ст. 4 Международной конвенции о морских залогах и ипотеках (Женева, 06 мая 1993 года) позволяет кредитору арестовать судно с его последующей реализацией.
Так, фрахтователь, являясь обладателем морского требования, вытекающего из неисполненного договора тайм-чартера, инициировал принятие обеспечительных мер в виде наложения ареста на теплоход (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2012 года, дело).
В 2014 году в отношении должника было открыто банкротное производство, в рамках которого кредитору и удалось заявить свои требования, а также реализовать теплоход, находящийся под арестом, на основании п. 7.1. ст. 16, абз. 6 п. 4 ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
В данном деле продажа судна дополнительно усложнялась тем, что в конце торгов появились лица, якобы действующие по поручениям реального собственника судна, на основании сфальсифицированных документов неоднократно пытались вывести судна из распоряжения кредитора, залог судна и его законный арест не признавали, отказывались возмещать требования кредиторов.
Тем не менее, в 2016 году, спустя полгода судебных разбирательств залогового кредитора с собственником судна, теплоход был продан, а требования всех кредиторов должника – удовлетворены. Интересы залогового кредитора представляли юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк».
Аналогичные случаи, при которых удавалось на законных основаниях реализовать судно в банкротстве должника – не собственника, крайне редки в российской судебной практике. Поэтому с целью защиты прав кредиторов, которые оказались в похожей ситуации, рекомендуется обратить внимание на следующее:
- в максимально короткие сроки необходимо инициировать арест судна, в отношении которого возникли требования, предусмотренные Международной конвенцией о морских залогах и ипотеках (Женева, 06 мая 1993 года);
- обязательно обратиться в суд против должника с целью утверждения суммы требований для их последующего включения в будущем банкротстве должника;
- уведомить собственника судна перед заседанием по включению требований, обеспеченных залогом судна, если судно не принадлежит должнику;
- в порядке, утвержденном ст.11 Международной конвенцией о морских залогах и ипотеках, уведомить собственника судна за месяц до каждого этапа торгов в случае организации торгов судна, не принадлежащего должнику.
Юрист Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» Анна Простова