• Тождественность понятий договоров бербоут- и димайз-чартера

    13 июля 2016

       17.12.1998 ГД РФ был принят Федеральный закон N 184-ФЗ согласно которому, Россия присоединилась к Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 года. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанной Конвенции, морским залогом в отношении судна обеспечиваются требования к собственнику, фрахтователю по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна, вытекающие из гражданских правонарушений, связанных с нанесением материального ущерба или вреда в процессе эксплуатации судна, за исключением утраты или повреждения груза, контейнеров или багажа пассажиров, перевозимых на судне.

     

       В общемировой морской практике договор димайз-чартера идентичен договору бербоут-чартера. К глубокому сожалению в Российской Федерации однозначность данных понятий на законодательном уровне до сих пор не закреплена. Данный «пробел» приводит к тому, что судам на практике очень трудно применить положения указанной международной Конвенции при разрешении вопроса о том является ли судно сданное собственником в бербоут-чартер предметом морского залога или нет.

     

      Примечательно, что среди органов государственной власти РФ о тождественности договоров бербоут- и димайз-чартера высказалась налоговая служба, которая для целей налогообложения дала определение договора димайз-чартера идентичное понятию договора бербоут-чартера данное в ст.211 Кодекса торгового мореплавания РФ в письме от 25 мая 1998 г. N 03-5-09/47. Однако, суды скептически относятся к подобного рода разъяснениям и не воспринимают их как нормативно-правовые акты подлежащие применению.

     

       Не может не радовать тот факт, что в последнее время по вопросу однородности понятий бербоут- и димайз-чартеров складывается положительная практика российских судов.  

       Так, в постановлении по делу А06-10053/2014 Двенадцатый арбитражный апелляционный суд установил, что димайз-чартер является разновидностью бербоут-чартера. Данный вывод суда апелляционной инстанции подтвержден правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 09.10.2014 по делу № 303-ЭС14-31.

     

       Закрепление правовой позиции определяющей тождественность договоров бербоут-чартера и димайз-чартера судебной практикой высших судов для целей применения положений Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 года позволит развеять сомнения судебных органов относительно возможности возникновения морского залога в отношении судна переданного по договору бербоут-чартера, а также низложить доводы недобросовестных оппонентов, стремящихся ввести в заблуждение суды с целью освобождения судна сданного в бербоут-чартер от морских залогов, возникших у добросовестных кредиторов (экипажей, агентов, фрахтователей) в отношении такого судна.