• «Тернистый путь» взыскания демереджа с недобросовестных фрахтователей

    15 марта 2016

    10 марта 2016 года в российском суде апелляционной инстанции был рассмотрен третий спор между иностранным судовладельцем и обществом с ограниченной ответственностью «Объединенная Донская Компания» (г. Ростов-на-Дону) о взыскании демереджа по договорам фрахтования.

    Интересы добросовестного судовладельца в деле представляли юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк».

    Данная категория споров, на первый взгляд, может показаться вполне стандартной,  однако с началом рассмотрения спора в российском суде судовладелец столкнулся с массой пробелов в его отношениях с фрахтователем:

    - отсутствием оригиналов договоров фрахтования;

    - отсутствием в копиях договоров наименования сторон, подписей и печатей фрахтователя;

    - отсутствием финансовых документов, подтверждающих оплату фрахта судовладельцу;

    - отсутствием в сопроводительных документах прямого упоминания о компании фрахтователе;

    Такие обстоятельства перенесли быстрое доказывание демереджа на второй план.

    Напомним сложившуюся ситуацию:

    ***

    Между судовладельцем и фрахтователем, компанией «Объединенная Донская Компания», был заключен ряд договоров фрахтования в форме FIXTURE RECUP проформы БИМКО чартер «ДЖЕНКОН» 1994 года.

    Спорные договоры заключались сторонами посредством одобрения указанных договоров либо их подписания путем пересылки согласованных условий фрахтования от одной стороне к другой опосредованно через третью компанию, в связи с чем в распоряжении сторон отсутствовали оригиналы договоров.

    В соответствии с условиями договоров фрахтования судовладелец предоставил фрахтователю судно для перевозки товара.

    Фрахтователь должен был уплатить демередж в порту выгрузки.

    Судовладелец представил фрахтователю для оплаты счет, приложив расчет сталийного времени, акт учета стояночного времени и извещение о готовности судна в порту выгрузки, однако счет не был оплачен фрахтователем, образовалась задолженность по демереджу в рамках договоров фрахтования.

    Вместе с тем обязанность судовладельца была исполнена надлежащим образом, рейсы - успешно завершены, груз, подлежащий перевозке, передан на основании генерального акта.

    Судовладелец обратился в российский суд по месту нахождения компании-фрахтователя с иском о взыскании демереджа.

    В свою очередь, Фрахтователь с учетом отсутствия оригиналов договоров фрахтования отрицал наличие требований добросовестного судовладельца и указывал на тот факт, что в договорах фрахтования нет подписей и печатей сторон, а значит, отсутствует подтверждение каких-либо правоотношений с судовладельцем…

    ***

    С целью доказывания фактического наличия отношений между судовладельцем и фрахтователем, юристам Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» понадобилось время на поиск и подготовку как можно большего пакета доказательств, начиная с копий коносаментов и заканчивая получением документов от иностранных агентов и портов, в которых загружалось судно.

    Задействованы были таможенные органы порта погрузки/выгрузки судна, администрации портов погрузки/выгрузки судна, агенты в портах погрузки/выгрузки судна, компании – грузоотправители, фактические собственники судна, их агенты, и многие другие.

    В данном деле пользу сыграла автоматически включенная в проформу договоров фрахтования арбитражная оговорка о применении английского права.

    По мнению английских экспертов, договоры между сторонами могут быть оформлены устно, путем совершения действий или обмена корреспонденцией.

    Кроме того, исходя из практики английского права, сопроводительные документы судна могут быть доказательствами фактического наличия и выполнения договоров фрахтования.

    Данные сопроводительные документы на судно считаются надлежащими при условии, если они содержат информацию о рейсах, соответствующую содержанию чартер-партий: сведения погрузки груза на борт судна, время отправления судна из порта погрузки, момент завершения судном рейса в порту выгрузки, время выгрузки груза с борта судна для Фрахтователя (Грузополучателя), а также иные сведения, содержащиеся в данных документах.

    Английская практика схожа с положениями российского законодательства: согласно ч. 2 ст. 117 КТМ РФ, наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами.

    Тем не менее, участникам морского рынка не следует пренебрегать возможностью правильного оформления договорных отношений при заключении договора, в ином случае взыскание демереджа станет недостижимой целью, которая будет утеряна в ворохе прочих обстоятельств.

    В связи с вышеизложенным, юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» рекомендуют Вам контролировать процесс документооборота в рамках исполнения обязательств по фрахтованию, уделять особое внимание обсуждению и закреплению в тексте договоров арбитражной оговорки: наименования конкретной судебной (арбитражной) инстанции, процедуры ведения судебного спора, применимого права, которое будет удобным для сторон.

     

    В случае необходимости Вы можете обратиться за юридической поддержкой, в том числе при редакции и дополнении FIXTURE RECAP или иных форм договоров.