28 ноября 2019 г.

По-новому о старом: уникальная реформа в области административных правонарушений

10 июня 2019 года Правительством РФ была опубликована Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Концепция). Реализация этой концепции планируется на 2021 год. Чтобы не углубляться в юридические тонкости, скажем, что по итогам разработчики планируют создать совершенно новое законодательство об административных правонарушениях, которое по содержанию и структуре будет значительно отличаться от действующего.

Некоторые из предполагаемых реформ напрямую коснутся судовладельцев как участников внешнеэкономической деятельности.

На сегодняшний день действующее законодательство об административных правонарушениях, мягко говоря, несовершенно ни по форме, ни по содержанию. Для участников ВЭД это означает зачастую чрезмерно суровые санкции за любую ошибку в заполнении документов, а также трудности в защите своих прав в процессе привлечения к административной ответственности. Особо подвержена подобным несовершенствам глава 16 КоАП РФ «Правонарушения в области таможенного дела».

Самой болезненной проблемой, с которой мы сталкивались в нашей практике, является даже не экстремально большие суммы штрафа, а конфискация предмета или орудия административного правонарушения. Для судовладельцев под «орудием или предметом» следует подразумевать само морское судно – то есть основной производственный объект. Разработчики концепции предлагают внести ясность в содержание понятия «конфискация».

Как обстоит дело сейчас: по всем видам правонарушений, кроме таможенных, конфисковать можно только имущество, принадлежащее на праве собственности виновному лицу, только в тех случаях, когда такая возможность прямо предусмотрена статьей КоАП РФ, а также только в том случае, если суд усмотрит «исключительные обстоятельства» (хотя наличие или отсутствие исключительных обстоятельств определяется на усмотрение суда, и суд даже не обязан разъяснять, по каким основаниям он счел, что конфискация в конкретном деле является адекватным наказанием). Однако, по таможенным правонарушениям конфисковать могут даже то имущество, которое не принадлежит виновному на праве собственности, а находится у него, например, на праве аренды (в случае с судном - зафрахтовано).

В связи с нацеленностью законодателя на качественное изменение КоАП, появилась инициативная группа адвокатов, занимающихся морскими делами, которые пытаются донести до законодателя свои идеи, основанные на актуальных проблемах в сфере торгового мореплавания.

Одной из таких идей является введение обязательной мотивировки судьями принимаемых ими решений о конфискации. Тогда суд будет обязан указывать в решении, на основании чего было конфисковано имущество. В таком случае, во-первых, судья не сможет назначить конфискацию, если для этого нет достаточных оснований, а во-вторых, такая «немотивированная» мотивировка увеличит шансы на обжалование такого решения.

Еще одной идеей, за которую борются адвокаты, является запрет конфискации имущества у невиновного собственника, в том числе и по таможенным правонарушениям. Если такие изменения будут приняты, то судоходное сообщество сможет «вздохнуть свободнее», а иностранные собственники судов смогут без опасений сдавать свои суда во фрахт российским лицам.

Одним из несовершенств КоАП РФ является то, что если лицо не является непосредственным виновником административного правонарушения или потерпевшим лицом, то оно никаким образом не может принимать участие в рассмотрении дела: он не может ни подавать ходатайств, ни знакомиться с делом, ни участвовать в заседаниях, а также обжаловать итоговое судебное решение. Дело в том, что законодатель исходит из постулата, что единственным потерпевшим лицом при совершении таможенного правонарушения является само государство. Иные лица, даже если фактически их интересы затрагиваются в данном деле, не имеют права принимать в нем какое-либо участие. Так, например, в приведенном выше случае, если будет приниматься решение о конфискации имущества у невиновного собственника, то такой собственник не имеет никаких процессуальных возможностей как-то повлиять на исход дела или обжаловать вынесенное решение. Он буквально связан действующим кодексом.

 Мы надеемся, что в числе изменений, включенных в новый кодекс, будет и институт третьих лиц, который присутствует во всех других процессуальных кодексах, за исключением одного лишь КоАП РФ. Такие лица могут участвовать в деле, заявлять свою позицию, следить за его ходом, а также обжаловать его результат. Это позволит более эффективно защищать свои права в суде и в государственных органах.

Конечно, впереди еще предстоит большая работа по подготовке такого закона, который учитывал бы и интересы участников бизнеса, и государственных органов, и фискальные интересы бюджета. Однако, именно в такой момент как сейчас, когда на наших глазах совершаются исторические реформы, у бизнеса есть возможность повлиять на развитие законодательства. Адвокатское сообщество, представляющее интересы бизнеса, приложит все усилия, чтобы голоса предпринимателей были услышаны в верхних кругах власти, и чтобы новое законодательство было более сбалансированным и справедливым.

 

Екатерина Смыкова,

юрист морской практики GRATA International Ростов-на-Дону

e-mail: rostov@gratanet.com, www.gratanet.com

Авторизация