Приказами Минтранса России от 18.01.2017 года №18 и №19 утверждены Порядок рассмотрения жалоб моряков на берегу и Порядок рассмотрения жалоб моряков на борту судна. До принятия указанных актов, судовладельцы своими силами должны были осуществлять разработку, принятие и внедрение процедур рассмотрения жалоб членов экипажа морских судов, возникших в процессе работы на борту.
Обязанность судовладельца осуществлять оперативное и регламентированное локальными документами рассмотрение жалоб закреплено в разделе А5.2.2 «Процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу» Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве. Таким образом, не только содержание трудовых договоров с моряками должно соответствовать нормам указанной Конвенции, но так же и внутренние процедуры, применяющиеся судовладельцем в рамках исполнения им обязанностей работодателя.
Порядок рассмотрения жалоб моряков на берегу применяется, если жалоба подана членом экипажа в порту захода судна. Положения порядка предусматривают перечень действий капитана морского порта, как лица, ответственного за своевременное и всестороннее рассмотрение жалобы.
Жалоба может направляться моряком по почте, электронной почте или посредством официального сайта соответствующей администрации морских портов, а также может быть подана лично.
Пункт 6 Порядка рассмотрения жалоб моряков на берегу устанавливает требования к содержанию жалобы, который включает в себя: наименование порта подачи жалобы, личные и контактные данные моряка, название судна, сведения о судовладельце, а также лице или организации, которые осуществляли трудоустройство моряка на судно, сведения о нарушении прав моряка и результат рассмотрения его жалобы на борту судна, а так же касается ли жалоба всех моряков на борту, либо она представляет собой индивидуальное дело моряка.
К жалобе прилагаются документы и материалы, подтверждающие сведения, приведенные в жалобе.
Порядок устанавливает срок на рассмотрение жалобы моряка на берегу в течение 20 дней с даты ее регистрации. Отказ от приема жалобы капитаном морского порта может быть обжалован моряком в суде.
Пункт 10 Порядка предусматривает, что рассмотрение жалоб на борту судна является приоритетным перед рассмотрением жалоб на берегу, и моряку должно быть предложено осуществить урегулирование жалобы с судовладельцем на судне в случае, если попытка такого урегулирования не имела место.
Одним из механизмов по защите прав моряка, обратившегося с жалобой, которая касается не только его одного, но и иных членов экипажа судна, является осмотр и проверка капитаном морского порта в рамках государственного портового контроля судна в соответствии со разделом А5.2.1 «Контроль судов в порту» Конвенции, ст. 79 Кодекс торгового мореплавания РФ. Если после контрольного осмотра установлено, что условия труда и жизни моряков на борту судна не соответствуют требованиям Конвенции, капитан морского порта информирует капитана судна о необходимости устранения обнаруженных нарушений и сроках их устранения.
Таким образом, по жалобе моряка, имеющей коллективный характер, судно может быть осмотрено, а так же, в случае обнаружения существенных нарушений, задержано, а в выходе судна из порта отказано в соответствии со ст. 80 Кодекса торгового мореплавания РФ.
Судовладелец, в отношении которого моряком подана жалоба, может предложить капитану морского порта план совершения действий по урегулированию жалобы, при признании которого надлежащим капитан порта более не участвует в разрешении жалобы (п. 15 Порядка).
Порядок рассмотрения жалоб моряка на борту применяется, если указанная жалоба подана членом экипажа морского судна, плавающего под флагом РФ начальнику службы, в которой работает моряк, непосредственному начальнику моряка из числа командного состава судна, капитану судна, или лицу его замещающему, судовладельцу, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта.
Исходя из буквального толкования п. 3 Порядка, он является основным документом, регулирующим процедуру рассмотрения жалоб моряков на борту. Между тем, в соответствии с п. 4 Порядка, судовладелец обязан дополнительно разработать и ознакомить моряка с копией процедур рассмотрения жалоб на борту судна. Такой документ включает информацию о контактах с компетентным органом в государстве флага или в стране постоянного места жительства моряка, если они не совпадают, а также фамилию лица или фамилии лиц на борту судна, которые могут на конфиденциальной основе предоставить морякам консультации по поводу их жалобы или помочь им каким-либо иным образом в осуществлении процедуры рассмотрения жалобы, имеющейся в их распоряжении на борту судна.
Пункты 5-7 Порядка устанавливают требования к содержанию жалобы члена экипажа, в зависимости от лица, которому она подается. К жалобе прилагаются документы и материалы, подтверждающие сведения, приведенные в жалобе.
Жалоба регистрируется в день ее поступления, в судовом журнале или в иных журналах (базах) учета, предусмотренных разработанной судовладельцем и применяемой на судне системой управления безопасностью. После регистрации копия жалобы с указанием сведений о дате регистрации и журнале, в котором осуществлена регистрация (наименование журнала, его номер и номер страницы журнала, на которой сделана запись о регистрации жалобы), в день регистрации возвращается моряку.
Сроки рассмотрения жалоб моряков на борту зависят от лица, которому поданы такие жалобы: начальнику службы или непосредственному начальнику моряка из числа командного состава - в течение 2 дней с даты ее регистрации, капитану судна - в течение 3 дней с даты ее регистрации, судовладельцу - в течение 7 дней с даты ее регистрации. Жалоба в компетентный орган рассматривается в течение 30 дней с даты ее регистрации.
Моряк имеет право на участие в процессе рассмотрения жалобы на борту судна, на предоставление дополнительных материалов по жалобе в период ее рассмотрения, а также на гарантии от возможного преследования в связи с подачей жалобы. Результаты рассмотрения жалобы на борту судна вручаются моряку не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения.
Старший партнер Виктория Жданова
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2017