Грузовладельцы, перевозчики и организаторы перевозок часто заключают договоры смешанного типа, в рамках которого исполнители (перевозчики, транспортные экспедиторы) могут оказывать целый ряд услуг, включая как фактическую перевозку груза, так и организацию такой перевозки путем привлечения третьих лиц.
В случае возникновения у заказчика убытков, причиненных утратой груза в процессе перевозки, предметом доказывания в суде является факт утраты, недостачи или повреждения груза после принятия его экспедитором / перевозчиком и до выдачи груза получателю, а также размер этого ущерба (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 N 10АП-14824/2015 по делу N А41-34034/15, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 N 07АП-661/09 по делу N А45-12191/2008-32/231).
Данная норма применяется вне зависимости от типа перевозки, - морская, либо смешанная, с перегрузкой груза с судно на автомобильный транспорт. Таким образом, перевозчиков / организаторов перевозки при отправке груза может быть несколько, и грузовладельцам рекомендовано уделить особое внимание формированию и получению документов, свидетельствующих о приеме и передаче груза для перевозки.
Морской транспорт
Часть 7 ст. 1 Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года устанавливает, что прием и / или погрузка груза на морское судно свидетельствуется коносаментом. Аналогичный подход подтверждается и ч. 1 ст. 142 Кодекса торгового мореплавания (далее – КТМ РФ): «После приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент».
Дополнительно, ст. 143 КТМ РФ устанавливает, что отправитель вправе потребовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного подтверждающего прием груза для перевозки документа.
Между тем, коносаменты часто выдаются не перевозчиками напрямую, а номинированными агентами и представителями в порту, в связи с чем возникает риск обращения с иском к лицу, которое лишь действовало в интересах перевозчика, а не принимало груз в собственных интересах.
В вышеуказанном случае грузоотправителю рекомендуется проверить полномочия лица, осуществляющего прием груза к перевозке, включая его статус. В случае, если груз принимает по поручению перевозчика агент, данный факт должен быть четко и однозначно отражен в коносаменте.
Ч. 3 ст. 4 Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года предусматривает, что перевозчик несет ответственность за груз даже с момента передачи его в распоряжение его служащих или агентов.
Автомобильный транспорт
Руководствуясь ч. 2 статьи 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав автомобильного транспорта) и п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 (далее – Правила), заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Более того, груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается.
Таким образом, прием и передача груза для перевозки должна, строго, подтверждаться транспортной накладной, отсутствие которой может служить основанием для отказа в удовлетворении требований заказчика по взысканию убытков (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.12.2016 N Ф08-8839/2016 по делу N А53-17728/2015).
Между тем, нередко лицо, заключившее договор перевозки, является лицом иным, чем то, которое фактически приняло груз под погрузку и, далее, осуществило перевозку груза по согласованному маршруту. В данном случае заказчику, при возникновении убытков, необходимо доказать, что груз был принят к перевозке если не самим перевозчиком, указанном в договоре, но его представителем.
Статья 10 Устава автомобильного транспорта предусматривает, что груз может быть принят водителем перевозчика, который предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, и путевой лист при приеме груза к перевозке.
Наиболее прямым способом подтверждения того, что водитель является представителем перевозчика, является доверенность, выданная водителю напрямую (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 N 09АП-50888/2015-ГК по делу N А40-18159/2015).
Между тем, такая доверенность выдается номинированному водителю далеко не всегда. В этом случае заказчик имеет правовую и процессуальную возможность доказать связь между перевозчиком и водителем всеми доступными ему законными способами. Согласно ст. 182 ГК РФ полномочие может явствовать также из обстановки, в которой действует представитель.
В том числе может быть установлено, что является представителем перевозчика водитель, чьи данные указаны в заявке на перевозку груза, принятую перевозчиком, а так же сообщение о котором происходит из электронной переписки сторон (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 N 10АП-14824/2015 по делу N А41-34034/15).
Между тем, любая электронная переписка должна быть идентифицируема, то есть свидетельствовать о том, что адрес и имя отправителей принадлежат заказчику и перевозчику (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 по делу N А33-3855/2014).
При установлении взаимосвязи между водителем транспортного средства, принявшего груз, и перевозчика, вина перевозчика презюмируется (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 N 09АП-50888/2015-ГК по делу N А40-18159/2015), и для освобождения от ответственности перевозчик в соответствии с ч. 1 ст. 796 ГК РФ должен доказать, что он проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2012 по делу N 14316/11).
Дополнительно, согласно ч. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Несмотря на довольно широкий спектр доказательств, которые могут быть представлены заказчиком в суд для подтверждения того, что водитель является представителем перевозчика, грузовладельцам рекомендуется тщательно подходить к проверке полномочий водителей и иных лиц, осуществляющих приемку груза для перевозки.
Обязанность перевозчика выдать водителю доверенность рекомендуется закрепить в договоре перевозки еще на стадии его заключения, а так же обеспечить прием и передачу груза исключительно по транспортной накладной. Данный подход поможет существенно снизить риски возникновения споров на предмет того, реально ли груз бы передан перевозчику во исполнение заключенного договора перевозки.
Основываясь на всем вышеизложенном, при осуществлении морской или смешанной перевозки грузов, грузовладельцам рекомендовано обратить особое внимание на строгое оформление доказательств, подтверждающих прием и передачу груза перевозчику. Представители перевозчика должны иметь соответствующие полномочия, а из договоров четко следовать статус контрагента – перевозчика или транспортного экспедитора.
Старший партнер Виктория Жданова
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2017