Распоряжением правительства РФ от 08.12.2016 №2627-р, на рассмотрение в Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте» (далее – Законопроект).
В случае принятия Законопроекта, в Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ) будут внесены изменения, регулирующие вопросы дисциплины моряков и работником водного транспорта. В действующей редакции ст. 330 ТК РФ установлено, что «дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине». Часть 3 ст. 57 Кодекса торгового мореплавания (далее – КТМ РФ) устанавливает, что устав службы на судах утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Между тем, основной базой для разработки и внедрения условий дисциплины труда для моряков и членов экипажа являются не уставы судовой дисциплины, а раздел VIII ТК РФ «Трудовой распорядок. Дисциплина труда», а так же иные положения ТК РФ, в том числе ст. 22 ТК РФ о праве работодателя поощрять работников за добросовестный эффективный труд и привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности, и ст. 192 ТК РФ о дисциплинарных взысканиях.
Таким образом, на практике, специальные уставы службы на флоте практически не применяются для определения мер регулирования трудовых отношений на судне. Законопроектом предусматривается исключение из КТМ РФ и Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее – КВВТ) положений, касающиеся применения на морском и внутреннем водном транспорте уставов, регулирующих дисциплину труда в дисциплинарной сфере.
Дополнительно, предлагается наделить капитана судна, как уполномоченного представителя работодателя – судовладельца, правом применять к членам экипажа поощрения и налагать дисциплинарные взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Данное право будет возникать у капитана в силу ТК РФ, а не уставов, регулирующих службу на судах.
Принимая во внимание, что ТК РФ содержит детальное регулирование всех аспектов трудового законодательства, отказ от его одного нормативного правового акта не должен создать трудностей для участников индустрии морского и речного транспорта.
Если у Вас или Ваших партнеров возникли вопросы о порядке организации трудовой деятельности моряков, Вы можете обратиться к Роману Кузьмину за организацией юридической помощи по электронной почте sos@inmarin.ru, либо по телефону 8 (812) 363-13-64.
Старший партнер Виктория Жданова
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2016