1. Главная
  2. Компании
  3. Адвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин"
  4. Новости
  5. Новый ТК ЕАЭС должен урегулировать правовые вопрос ...

24 ноября 2016 г.

Новый ТК ЕАЭС должен урегулировать правовые вопросы использования программы «Портал морской порт».

 Морская перевозка представляет собой сложный многоступенчатый процесс взаимодействия ряда лиц, сложность которого обуславливается, в том числе, большим объемом документооборота, а также сокращенными сроками исполнения действий.

 Для упрощения процедуры оформления судов, а также всего процесса грузоперевозки, Федеральной таможенной службой (далее – ФТС) разрабатывается комплекс программных средств (далее - КПС) «Портал морской порт», целью которого является объединение и структурирование всей информации по грузам и транспортным средствам, которое позволит надзорным ведомствам максимально быстро обрабатывать информацию в отношении перевозки. 

 Данный портал создан на основе принципов и механизмов «единого окна» и электронного документооборота в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 года N 739-р «Об утверждении плана мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах», что способствует объединению стивидоров, морских перевозчиков, государственных контрольных органов.

 Состав информации и требования к предоставлению будут, в случае его принятия, утверждены проектом Приказа ФТС  «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по совершению таможенных операций и осуществлению таможенного контроля при прибытии товаров, перемещаемых водным транспортом, на таможенную территорию Евразийского экономического союза, либо убытии товаров, перемещаемых водным транспортом, с таможенной территории Евразийского экономического союза» (подготовлен ФТС России 25.02.2016).

 Данная технология имеет множество преимуществ, в том числе, сокращение времени совершения операций с товарами и транспортными средствами, включая морские суда, в пункте пропуска, а также сокращение финансовых затрат заинтересованных участников рынка. С другой стороны, имеется несколько явных недочетов, связанных с использованием Портала, а также определением статуса информации, отражаемой на нем.

 Наибольшие проблемы могут  возникнуть у представителей контейнерных линий, которые будут вынуждены заполнять информацию о большом количестве контейнеров. Более того, обязанность предоставлять всю информацию на бумажных носителях у участником индустрии остается, в соответствии с ч. 2 ст. 135 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТКТС).

 При разработке Таможенного кодекса Евразийского экономического сообщества (далее – ТК ЕАЭС) в перечень предложений, затрагивающих системные вопросы и специфику таможенного декларирования, вошло использование электронных документов без обязанности представления документов на бумажных носителях. Это дает основание предполагать, что в будущем возможны положительные изменения в указанной выше норме.

 Одновременно с этим остается спорным статус информации, содержащейся на портале, а также ее возможное целевое назначение. Может ли данная информация использоваться вне обработки надзорными органами? Как будет оцениваться ее достоверность при использовании в качестве доказательств? Какая ответственность будет накладываться на лиц по закону и / или по договору в случае предоставления на портале недостоверной или неполной информации?

 Изначально данный портал рассматривался как инструмент предварительного информирования в том числе в рамках реализации Приказа ФТС РФ от 10.03.2006 N 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации».  Портал должен стать сетевой площадкой для предоставления сведений о товарах и транспортных средствах в таможенные органы до их фактического прибытия на территорию Таможенного союза. Кроме существовавших функций добавились такие как: регистрация уведомлений о прибытии транспортного средства (судна); в разделе «Пакет документов и сведений» (далее – ПДС) реализовано разделение на прибытие и убытие; появился раздел «Поручения на погрузку»; появился раздел контроля за контейнерами; добавлен функционал проверки на риски и взаимодействие с базой данных автоматизированной подсистемы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации (далее - АПС «СКВВ») при убытии; организована работа с использованием электронной подписи.

 Участникам отрасли предстоит полностью перейти на электронный документооборот, что значительно оптимизировало бы весь процесс оформления, но привязанность к бумажным носителям в настоящее время делает это невозможным. На сегодняшний день Федеральный закон от 27.11.2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» обязывает на каждом этапе взаимодействия между государственными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) при осуществлении таможенных формальностей использовать информацию на бумажных носителях.

 ТК ЕАЭС должен дать ответы на вышестоящие вопросы порядка регулирования, но даже с его принятием система потребует доработок. Так как уже организована работа с электронной подписью на базе портала,  необходимо повысить юридическую значимость электронного документооборота, чтобы завершить этап смешанного электронно-бумажного документооборота, а также определить государственный орган, который будет контролировать достоверность предоставляемых данных.

 Говоря об ответственности, предполагается, что предоставление недостоверных сведений о декларируемых товарах будет регулироваться ст.ст. 16.1, 16.2, 16.4 КоАП РФ, ст. 69, 81, 189 ТКТС, а в последствии и ТК ЕАЭС, а так же и иными нормативно-правовыми актами, действующими в настоящий момент и регулирующими таможенную правоотношения, например, Федеральным законом от 18.07.1999 года N 183-ФЗ «Об экспортном контроле». Статья 30 указанного закона устанавливает, что предоставление поддельных документов или содержащих недостоверные сведения документов является  нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля. 

 

Старший партнер Виктория Жданова  

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»,2016

Авторизация