• О проформе BIMCO для замены стороны судостроительного договора по новации

    4 августа 2016

    Новация – это соглашение сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами (ст. 414 ГК РФ). Данная форма соглашения является эффективным инструментом по оптимизации судостроительных сделок.

    Судостроительный контракт заключается между заказчиком и подрядчиком, однако, в течение длительного срока строительства судна у сторон могут измениться существенные обстоятельства: корпоративная структура, порядок финансирования, собственник. Указанные изменения приводят к необходимости изменить стороны судостроительного контракта, без наложения санкций и прекращения его действия. Замена стороны наиболее эффективно проводится на основании соглашения о новации, которое заключается между первичным заказчиком, подрядчиком и новым заказчиком. Такое соглашение позволяет исключить риск уступки прав по контракту без уведомления другого участника сделки, а так же подтверждает намерения сторон продолжить строительство судна.

    При заключении соглашения о новации, изначальный судостроительный контракт прекращается новым обязательством на идентичных условиях, но с новыми участниками. Между тем, судостроительные контракты часто содержат в себе множественные условия, приложения и дополнительные соглашения, в связи с чем перезаключение контракта содержит в себе риски возникновения у сторон в будущем разногласий по объему прав и обязанностей, которые перешли им по новации.

    Балтийский и международный морской совет (далее – БИМКО) опубликовал стандартную проформу соглашения о новации для участников судостроительного бизнеса. Проформа разделена на 2 части. Часть I представляет собой ячейки с существенными сведениями, необходимыми для выполнения соглашения, а Часть II – условия соглашения и порядок его исполнения.

    Ячейки 2-4 содержат сведения о подрядчике, то есть лице, ответственном за постройку и сдачу судна, первоначального заказчика и нового заказчика. Принимая во внимание, что строительный процесс может происходить на чужих мощностях, данные о судостроительной верфи отдельно фиксируются в ячейке 5.

    Часть I так же содержит сведения о контракте, который прекращается новацией, идентификационные данные строящегося судна, а так же момент начала действия соглашения о новации, в случае, если оно заключается заблаговременно.

    Принимая во внимание сложность судостроительного процесса, часто новация не возможна без обеспечения сторонами защиты интересов друг друга через поручительство или банковскую гарантию Ячейки 9 – 11 содержат сведения о поручителях сторон по контракту.

    Существенным условием является фиксация сторонами точного размера денежных сумм, которые уже была выплачены изначальным заказчиком по судостроительному договору во избежание возложение необоснованных обязательств на нового заказчика в будущем. Данные о совершенных платежах указываются в ячейке 12 Части I проформы.

    Лица, ответственные по проекту, указываются в ячейке 13, применимое право – в ячейке 14. Часть I предназначена для быстрого и эффективного ознакомления с существенными сведениями по соглашению.

    Часть II содержит реальные условия, на которых производится новация, в том числе, предмет соглашения. Во избежание разногласий, проформа четко устанавливает, что новое соглашение по новации заключается для замены изначального заказчика на нового заказчика, на тех же условиях, что и первичный судостроительный контракт, включая все условия в приложениях, технической документации, с той же терминологией и объемом обязательств.

    Статья 1 Части II проформы предусматривает полноценную замену первичного заказчика на нового заказчика, с освобождением первичного заказчика от всех обязательств. Прав и обязанностей по отношению друг к другу не остается и у первичного заказчика с подрядчиком.

    Дополнительное регулирование получает вопрос обеспечения по контракту в статье 2 проформы: все гарантии обновляются новым заказчиком и подрядчиков в отношении друг друга, а гарантийные обязательства первичного заказчика прекратятся с момента вступления новации в силу.

    Статья 3 устанавливает общие гарантии правомочности сторон по заключению соглашения о новации. Данное условие является существенным, так как заключение судостроительного контакта является крупной сделкой, которая может быть признана недействительной, если не будет одобрена. Часть (b) указанной статьи предусматривает обязанность первичного заказчика и подрядчика передать все документы, включая копию оригинального контракта, новому заказчику до вступления соглашения о новации в силу.

    Статья 3 так же устанавливает обязанность сторон сообщить новому заказчику обо всех изменениях в судостроительном контракте, о любых нарушениях его положений либо спорах, которые имеются между сторонами на момент заключения соглашения о новации. Данное условия предназначено для защиты интересов добросовестного нового заказчика, который имеет право знать обо всех правах и обязанностях, которые он на себя принимает.

    Статья 4 позволяет новому заказчику назначить лицо, ответственное за отслеживанием исполнения контракта, включая полномочия по ведению переписки и подаче документов.

    Статья 5 устанавливает, что каждая из сторон самостоятельно несет все и любые расходы, связанные с заключением соглашения о новации.

    Статья 8 содержит стандартную оговорку БИМКО о применимом праве и подсудности, которая, однако, рассчитана, в том числе, и на три стороны в споре.

    Проформа не привносит принципиально нового регулирования в процедуру замены стороны договора по новации, однако представляет собой емкий свод существенных условий, принятие которых снижают риск возникновения споров и разногласий между сторонами в процессе исполнения соглашения и, как следствие, судостроительного договора. Между тем, необходимо ответить, что новация часто происходит на фоне имеющихся нарушений или задержек по контракту, в обмен на специально согласованные условия, которые обязательно рекомендуется отражать в соглашении, даже если оно основано на стандартной проформе.

     

    Если у Вас или Ваших партнеров возник вопрос о порядке замены стороны в судостроительном договоре, свяжитесь с руководителем проектов Романом Кузьминым для организации юридической помощи по телефону +7 (812) 363-13-64, либо по электронной почте sos@inmarin.ru.

     

    © Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»