Российский международный реестр судов (далее - РМРС) создан в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2005 года N 168-ФЗ, и принес судовладельцам существенные таможенные и налоговые льготы. Основания для регистрации судна в РМРС предусмотрены частью 7 статьи 33 КТМ РФ, которые Федеральным законом от 29.11.2014 года N 378-ФЗ были дополнены следующим образом:
В Российском международном реестре судов могут регистрироваться: 5) суда, используемые для целей, предусмотренных статьей 2 настоящего Кодекса (за исключением судов рыбопромыслового флота), и принадлежащие на праве собственности гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам, при государственной регистрации таких судов в морских портах Российской Федерации, включенных в перечень морских портов, утвержденный Правительством Российской Федерации. 6) суда, которые используются для целей, предусмотренных статьей 2 настоящего Кодекса (за исключением судов рыбопромыслового флота), возраст которых на дату подачи заявления о государственной регистрации не превышает двадцать пять лет, которые зарегистрированы в реестрах судов иностранных государств и зафрахтованы по договорам фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) юридическими лицами, зарегистрированными в свободных экономических зонах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, при государственной регистрации таких судов в морских портах Российской Федерации, включенных в перечень морских портов, утвержденный Правительством Российской Федерации. |
Оба пункта содержат отсылку на перечень морских портов, утвержденный Правительством Российской Федерации. На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.04.2006 года N 583-р в перечень включены 12 морских портов по всей России.
Между тем на практике, при обращении за регистрацией морского судна в РМРС на основании пунктов 5, 6 части 7 статьи 33 КТМ РФ к капитаном ряда морских портов судовладельцы получают отказ. Один из таких отказов получил и собственник судна, обратившийся в ноябре 2015 года к капитану морского порта Находка, с заявлением о регистрации судна в РМРС по вышеприведенным основаниям. Основанием для отказа послужила ссылка Капитана порта на Распоряжение Правительства РФ от 14.11.2015 года N 2321-р (далее – Распоряжение). Ознакомление с указанным распоряжением, на основании которого судовладелец не может осуществить свое право регистрации судна в РМРС, невозможно, так как оно не опубликовано и имеет статус «для служебного пользования».
Проверка оснований этого и других отказов показала, пункты 5, 6 части 7 статьи 33 КТМ РФ были внесены в КТМ РФ исключительно в целях развития Республики Крым, в дополнение к Федеральному закону от 29.11.2014 года N 378-ФЗ, и регистрация судов в РМРС на этом основании должна производиться исключительно Капитанами портов Республики Крым. Исходя из содержания письма Минтранса России от 18.05.2016 года N 05-01/6520-ИС, «с учетом общей сути» положений Федерального закона от 29.11.2014 года N 378-ФЗ, а так же «исходя из содержания» пунктов 5, 6 части 7 статьи 33 КТМ РФ, Капитаны иных морских портов, входящих в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2006 года N 583-р, не обладают полномочиями по осуществлению регистрации судов в РМРС на основании п. 5 и п. 6 ч. 7 ст. 33 КТМ РФ.
Сложившаяся ситуация представляется полностью незаконной, так как в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Документ «для служебного пользования» не имеет юридической силы, и не может влиять на права и обязанности судовладельцев при осуществлении регистрации судов в РМРС.
Вопрос законности отказа в регистрации судна в РМРС Капитаном морского порта Находка был рассмотрен в судебном порядке. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Приморского края от 03.03.2016 по делу А51-25359/2015, которым отказ Капитана морского порта Находка в регистрации судна в РМРС на основании пунктов 5, 6 части 7 статьи 33 КТМ РФ был признан законным, отменено.
Объективно очевидной является необходимость внесения изменений в действующее законодательство, буквальное толкование которого не дает судовладельцу никакой информации о том, что регистрация судов в РМРС по пунктам 5, 6 части 7 статьи 33 КТМ РФ возможна только в портах Крыма.
В условиях действующего правового регулирования судовладельцы фактически лишены сведений о фактическом распространении пунктов 5, 6 части 7 статьи 33 КТМ РФ, поскольку ознакомление с неопубликованным Распоряжением, для служебного использования невозможно. Между тем, представляется, что снятие ограничения на регистрацию судов по рассматриваемым основаниям могло бы вернуть существенное количество флота под Российский флаг, как это и задумывалось при создании РМРС.