• К вопросу об открытости сведений, содержащихся в государственных судовых реестрах

    8 октября 2015

    О закрытии информации, содержащейся в Российских судовых реестрах,в связи с внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

     С 15.07.2015 года на рассмотрении у Комиссии правительства по законопроектной деятельности РФ находится законопроект, предусматривающий внесение изменений в законодательство, касающееся открытого статуса информации, содержащейся в государственных реестрах недвижимого имущества, к которому относятся и все судовые реестры РФ. Проект получил одобрение Комиссии, и вскоре будет рассмотрен на заседании правительства, а после этого – в Госдуме.

    Из ст. 2 и 3 законопроекта следует фактический запрет на выдачу информации из судовых реестров по судам каждому заинтересованному лицу. Проект предлагает внести изменения в ключевые нормативные правовые акты: Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ), Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (далее – КВВТ РФ), Кодекс торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ), в федеральные законы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, о государственном кадастре, о государственной регистрации прав на воздушные суда.

    Предложенные правки делают реестры прав на недвижимость, включая морские и речные суда, открытыми лишь для получения информации, не содержащей чьих-либо персональных данных. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О персональных данных», персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. В них включены такие базовые категории, как имя, фамилия и отчество лица, - субъекта персональных данных.

    В настоящий момент, в соответствии с положениями ст. 50 КТМ РФ и ст. 16 КВВТ РФ, реестры судов являются открытыми для любых лиц, заинтересованных в получении содержащейся в них информации. Законодательством не предусмотрена и государственная пошлина за получение выписки из любого из указанных реестров – выдача производится бесплатно, в течение 5 рабочих дней с момента подачи заявителем письменного запроса на выписку по конкретному судну.

    Выписка представляет собой документ на бланке администрации морского порта, бассейного управления или отделения ГИМС МЧС, в котором зарегистрировано судно, с указанием наименования судна, года и места его постройки, полного наименования, либо имени, фамилии и отчества судовладельца, наличия в отношении судна зарегистрированных обременений.

    Статьи 2 и 3 одобренного Комиссией закона предусматривают внесение оговорки в ст. 50 КТМ РФ и 16 КВВТ РФ, предусматривающей невозможность лицам, заинтересованным в получении содержащейся в судовом реестре информации, получить выписку, если она содержит персональные данные судовладельца. Таким образом, если собственником, либо зарегистрированным фрахтователем судна является физическое лицо, доподлинно установить правомерность его владения судном будет невозможно.

    На сегодняшний день заказ выписки по судну является единственным средством обеспечения безопасности сделки в интересах покупателя – иного метода удостовериться, что продавец заключает договор купли-продажи судна, принадлежащего именно ему, не предусматривается. Наиболее часто в сделках участвуют частные лица, приобретающие маломерные суда для личного пользования, - наименее защищенные и подкованные в юридическом плане участники индустрии морского и речного транспорта.

    В случае если предложенные изменения в КТМ РФ и КВВТ будут одобрены, это приведет к утрате ценного инструмента защиты прав покупателей, а так же залогодержателей, фрахтователей и иных лиц, использующих морские и речные суда. Риск заключается в принятии в эксплуатацию судов, право владения и распоряжения которыми ничем не подтверждаются.

    Исходя из формулировки положений Федерального закона «О персональных данных», нововведение не должно отразиться на покупателях, приобретающих  суда у юридических лиц, - наиболее частое явление в коммерческом судоходстве. Однако права потенциальных владельцев яхт и катеров в личном пользовании останутся полностью незащищенными – невозможно будет проверить право собственности на судно.

    Закон «О персональных данных» (ст. 7) предусматривает право на раскрытие персональных данных с согласия лица, к которому эти данные относятся. Для добросовестных судовладельцев, продающих свой флот, выдача такого согласия не должна составить трудностей. Но что делать кредиторам, имеющим к должнику морское требование, и связь с которым потеряна? Каким образом заинтересованные лица, имеющие законное требование к субъекту персональных данных, могут узнать о наличии у него иного флота, имущества или обременений на них?

    Предложенные нововведения значительно усложняют работу по управлению рисками при совершении сделок с объектами водного транспорта, так же как и деятельность арбитражных управляющих, которые теперь будут сопровождать банкротство не только юридических, но и физических лиц.

    Рассмотренный законопроект, очевидно, не доработан: законодатель в ст. 6 проекта предусмотрел внесение изменений в Правила государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, однако изменения в Правила государственной регистрации судов и прав на них в морских портах, Правила регистрации маломерных судов отсутствуют полностью. Таким образом, при принятии законопроекта, пробелов в правилах регистрации флота, и без того многочисленных, станет еще больше.

    Если принятие указанных поправок совершенно необходимо, то одновременно следует включить в перечень лиц, которым предоставляется право на получение информации о зарегистрированных правах на суда (ст. 50 КТМ РФ и ст. 16 КВВТ РФ), адвокатские образования и адвокатов при осуществлении ими профессиональной деятельности. Такая формулировка позволит обеспечить доступ к сведениям, содержащимся в государственных судовых реестрах, адвокатам, действующим в интересах покупателя или продавца судна, или иного заинтересованного лица, имеющего морское требование в отношении судна, и позволит  обеспечить проверку владения в случаях требующих оказания юридической помощи (купля-продажа судна, урегулирование морских требований и т.п.).   

     С полной версией законопроекта можно ознакомиться здесь >>>

    © Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»