• О лицензировании плавучих заправочных станций

    13 августа 2015

    Принятие альтернативных мер, направленных на исключение необходимости лицензирования плавучих заправочных станций сравнимо с получением самой лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность.

    В настоящее время в прессе активно освещается проблема получения лицензий хозяйствующими субъектами, осуществляющими бункеровку судов с помощью плавучей заправочной станции. Является ли бункеровка судов с заправочной станции погрузочно-разгрузочной деятельностью, или розничной торговлей нефтепродуктами на воде?

    От верной квалификации вида деятельности зависит необходимость судовладельцам станции обращаться за лицензиями в Ространснадзор. Согласно п. 28 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию. Розничная торговля, в свою очередь, лицензии не требует. Лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба, в том числе, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями погрузочно-разгрузочной деятельности в отношении опасных грузов.

    Чем же занимаются владельцы плавучих заправочных станций?

    Судебная практика подтверждает, что на плавучих заправочных станциях ведется реализация нефтепродуктов (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 года N 13АП-6353/2015 по делу N А56-81625/2014, Апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 25.03.2015 года по делу N 33-257). Между тем, указанная реализация, которая сама по себе не требует лицензии,сопряжена с погрузочно-разгрузочной деятельностью, так как топливо перегружается с одного судна на другое.

    Пункт 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах устанавливает, что погрузочно-разгрузочная деятельность включает в себя работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, а так же в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу, нефтебазу.

    Судебная практика однозначно рассматривает бункеровку, которая осуществляется на плавучих заправочных станциях, в качестве погрузочно-разгрузочной деятельности. Вопрос доказывания факта произведения лицом такой деятельности детально исследован в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 года N 08АП-5655/2009 по делу N А75-6084/2009. В нем суд установил, что подтверждением произведения погрузочно-разгрузочных операций является наличие договора о приеме, хранении и отпуске нефтепродуктов, из содержания которого следует, что судовладелец принимает на ответственное хранение нефтепродукты с водного транспорта, переданные ему на хранение, и оказывает услуги по заправке водного транспорта. Дополнительным доказательством может являться  пояснительная записка капитана, из которой следует, что теплоход производил бункеровку.

    Отсутствие вышеуказанных документов не освобождает лиц, фактически осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность, от ответственности и лицензирования. Часть 2 статьи 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает, что через лицензирование осуществляется предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства не только лицами, осуществляющими деятельность, но и их уполномоченными представителями. Таким образом, даже деятельность, осуществление которой организовано с привлечением агента или представителя, подлежит лицензированию. Существенным обстоятельством для возникновения обязанности лицензирования является сам факт осуществления подлежащей лицензированию деятельности.

    Основываясь на вышеизложенном, розничная торговля нефтепродуктами, в рамках которой владелец заправки осуществляет бункеровку, неотъемлемо связана с погрузочно-разгрузочной деятельностью. Поскольку горюче-смазочные материалы относятся к опасным грузам, такая деятельность подлежит лицензированию.

    Для того чтобы необходимость лицензирования по закону отпала, владельцам заправок необходимо исключить произведение ими погрузочно-разгрузочной деятельности. Поставка топлива должна осуществляться на условиях EXW (самовывоз), при которых поставщик представляет судну доступ к топливу, а бункеровка осуществляться силами и оборудованием заказчика. В этом случае обязанность лицензирования ложится уже на заказчика – покупателя, как на лицо, фактически осуществляющего деятельность, подлежащую лицензированию. Поскольку на сегодняшний день покупатели лишь оплачивают бункеровку судов, а заправку осуществляет поставщик, владельцы судов, кроме бункеровочного флота, лицензию получать не обязаны.

    Еще одним решением проблемы может стать ведение деятельности, которая не подпадает под определение погрузочно-разгрузочной деятельности, содержащееся в пункте 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. Перегрузка топлива не должна совершаться с одного транспортного средства на другое транспортное средство, одним из которых является судно. Статья 7 Кодекса торгового мореплавания (далее – КТМ РФ) устанавливает определение судна. Чтобы заправочная станция не квалифицировалась, как судно, требуется, чтобы она не была плавучим объектом (находящимся или сооруженным на воде), а так же не использовалась ее для целей торгового мореплавания, которые установлены ст. 2 КТМ РФ. Указанная статья не содержит указаний на то, что бункеровка является видом деятельности для целей торгового мореплавания, однако, статья имеет положение «иные цели», которое толкуется расширительно, исходя из общего смысла КТМ РФ, то есть, по мнению суда или лицензирующего органа, может включать бункеровку.

    Дополнительно, заправочная станция не должна быть связана со складом, бункеровочной базой или нефтебазой. Приказ Минэнерго РФ от 19.06.2003 года N 232 «Об утверждении Правил технической эксплуатации нефтебаз» определяет нефтебазу, как складское предприятие, представляющее собой комплекс зданий, сооружений и коммуникаций, предназначенных для организации приема, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов. Законодательство не дает правового определения понятиям «бункеровочная база» и «склад».

    В заключении можно указать, что освобождение владельца плавучей заправочной станции от обязанности получать лицензию неизбежно будет сопряжено с множеством неординарных решений направленных на полное исключение осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности собственными силами и ограничение деятельности только продажей топлива, без оказания услуг по его доставке и перевалке. Так же судовладельцы должны будут внедрить новые конструкции плавучих заправочных станций, не имеющих реальной связи с местами хранения топлива, а так же не являющихся судами.

    В свете всего вышеизложенного, альтернативные варианты, позволяющие не получать лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность вполне сравнимы  с выполнением лицензионных требований, касающихся обеспечения безопасности осуществляемой деятельности и страхования ответственности.

     

    © Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2015