• Наделение организаций полномочиями по освидетльствованию речных судов

    2 июля 2015

    Об утверждении Порядка наделения организаций, в том числе иностранных классификационных обществ, полномочиями на классификацию и освидетельствование судов. 

     

    В конце мая 2015 года прошло обсуждение в Министерстве транспорта Российской Федерации проекта Порядка наделения организаций, в том числе иностранных классификационных обществ, полномочиями на классификацию и освидетельствование судов (далее – Порядок).

    Проект представляет собой свод общих положений, содержащий требования к организациям, включая иностранные, для признания за ними права проводить освидетельствование и классификацию речных судов под флагом Российской Федерации, а так же порядок такого признания. Порядок призван расширить нормативно-правовую базу в отношении института классификации речных судов, которая представлена сейчас исключительно в части 1 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта (далее – КВВТ).

    В соответствии с указанной статьей, «подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов». На сегодняшний день, основной организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование состояния речных судов, является Российский Речной Регистр (далее – РРР).

    У РРР неспешные темпы работы, неудобный сайт и закрытая структура, - оно и понятно, ведь речной флот в России за последние годы не является объектом развития или пристального внимания участников отрасти и органов законодательной власти. Исходя из этого, сразу же понятна и полезность предложенного Министерством Транспорта Порядка.

    Он направлен на привлечение в Россию иностранных организаций, которые возьмут на себя часть нагрузки РРР по классификации и освидетельствованию, а так же обеспечат приток новых классификационных стандартов, которые поспособствуют модернизации речного флота. Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что организации, претендующие на признание в качестве уполномоченных на классификацию и освидетельствование, должны иметь в наличии собственные нормы и правила, относящиеся к проектированию и постройке судов, освидетельствованию в процессе эксплуатации, техническому наблюдению за строительством, изготовлением материалов, изделий и т.д.

    Между тем, в подобной формулировке имеется и недостаток – на базе каких стандартов организации должны будут представить свои собственные правила? Не будут ли они розниться? И если унифицированным требованием станет соответствие, например, стандартам ИСО 9001 и 17020, резолюции ИМО MSC.349(92) 21.06.2013, вступившей в силу  01.01.2015 года, не станет ли такая норма лишней по причине того, что все правила будут одинаковыми?

    Речное судоходство и судостроение страдают от отсутствия в их отношении международных договоров и конвенций, которых так много в морском секторе. Это делает классификацию морских судов в каждой стране, а так же последующее признание этой классификации в ином государстве при смене флага гораздо проще и дешевле. Владелец же речного судна, построенного в России, желающий зарегистрировать его в иной юрисдикции, неизбежно встает перед практически невыполнимой задачей – найти страну, которая при выдаче судну своего флага признает стандарты РРР и подтвердит класс судна без существенных затрат. Эта затея представляется практически невозможной  из-за разнообразия требований к речным судам во всех странах мира, которые зависят и от внутренних требований безопасности судоходства, и от среднего возраста флота, и от состояния внутренних водных путей.

    При этом нельзя не отметить, что Минтранс озаботился лишь расширением классификационных организаций на внутреннем водном транспорте, и не выказывает желания облегчить жизнь владельцам морского флота. Воспользоваться услугами по классификации от иностранного общества по статье 22 Кодекса торгового мореплавания (далее – КТМ РФ) может лишь владелец судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов (далее – РМРС), да и для тех основным выбором остается Российский морской регистр судоходства. При этом смена класса морского судна во много раз дороже и сложнее, она накладывает на судовладельцев дополнительные денежные обязательства и расходы, что часто является причиной отказа от  перехода  иностранных судов под Российский флаг.

    Порядок наделения организаций, в том числе иностранных классификационных обществ, полномочиями на классификацию и освидетельствование судов описан законодателем относительно просто. Заявитель представляет в Министерство транспорта Российской Федерации заявление в письменной форме, а так же дополнительные документы. Список документов, кажется, рассчитан исключительно на иностранные организации: среди них документ, подтверждающий опыт работы заявителя в области классификации о свидетельствования судов не менее пяти лет. В России такой документ может представить только РРР, ведь иные организации классифицировать речные суда не могут.

    Дополнительную неясность вызывает и требование законодателя доказать, что организация – претендент является независимой от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области проектирования, постройки, оборудования, ремонта или эксплуатации судов. Каким образом осуществляется такое доказывание, какие документы могут подтвердить независимость и, главное, какие у Министерства транспорта Российской Федерации критерии независимости – Порядок не предусматривает.

    Безусловно, если проект будет принят, от министерства потребуется своевременная и скорая разработка Регламента по выдаче решений о наделении организаций правом на освидетельствование судов, в противном случае, заявители столкнутся с объективными трудностями при подготовке пакета документов при подаче соответствующего заявления и, в итоге, принятие Порядка ничего не изменит. РРР так и останется единственной организацией, уполномоченной на освидетельствование речных судов под Российским флагом.

    Последнее существенное нововведение, которое предлагает Порядок – Соглашение о признании в области классификации и освидетельствования судов, плавающих под Государственным флагом РФ (далее – Соглашение). Его заключение должно стать результатом положительного решения Министерства транспорта РФ в отношении организации. Проект не содержит ни указания на свидетельства или иные сертификаты, подтверждающие статус организации-претендента, ни на содержание указанного Соглашения.

    Станет ли Соглашение своеобразным договором присоединения, условия которого будет определять исключительно Министерство транспорта РФ? Будет ли проект Соглашения опубликован для общественного осуждения, во избежание наличия в нем условий, не связанных с реалиями деятельности классификационного общества? Ведь, в итоге, положения Соглашения могут не устроить и РРР, который, в случае принятия Порядка, всего лишь через календарный год лишится своего статуса организации, наделенной полномочиями по классификации, и будет вынужден проходить общую процедуру признания, а потом работать на условиях Соглашения.

    Старший партнер Виктория Жданова 

    ©Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2015